Если Формула 1 — королева автоспорта, то чемпионат мира по ралли определенно король. Чемпионаты по ралли всегда были немного позади Гран-при, лишенные присущего F1 великолепия и чудовищного маркетингового аппарата, но для настоящих автолюбителей ничто не сравнится с острыми ощущениями и адреналином, которые окружают каждую раллийную гонку. Мастерство водителей чемпионата мира по ралли граничит с виртуозностью, а задействованные высокотехнологичные автомобили являются показателем прогресса целых стран в автоспорте. Однако во всей истории чемпионата мира по ралли был период, когда машины не только не уступали по мощности и техническим характеристикам автомобилям F1, но даже превосходили их по многим параметрам. В начале 80-х на спортивной арене появились автомобили,
Как все начиналось
К концу 70-х автомобили с чемпионата мира по ралли имели около 250 л.с. и были в основном заднеприводные. Они соревновались в двух классах — группе 2 и группе 4, которая была более популярной. В то время в чемпионате по ралли принимали участие в основном команды автопроизводителей, и чтобы стимулировать использование серийных автомобилей в гонках, были введены правила для минимального количества единиц, производимых моделью автомобиля, чтобы она была одобрен и принять участие в гонке. Правила для группы 4 требовали, чтобы было произведено не менее 400 автомобилей. В то время в гонках участвовали такие автомобили, как Lancia Stratos, Fiat 131 Abarth и Porsche 911.
Ситуация в чемпионате изменилась, когда в 1979 году. FISA (ныне FIA) позволяет использовать двойной привод в раллийных гонках. В то время спортивные команды по ралли пренебрегли двойным двигателем, считая его излишне сложным и сложным в использовании. Затем происходит что-то, что закрывает рот критикам и запускает раллийные автомобили в совершенно новом направлении — Audi запускает свой Quattro на гоночных трассах. Это произошло в 1980 году, а чуть позже событие заставило производителей и команды реализовать весь потенциал полного привода, когда пилот Audi Хану Микола использовал Audi Quattro в качестве первой машины во время гонки. Оказывается, если бы Микола участвовал в гонке как обычный гонщик, он бы выиграл ралли, опередив первого финишера на целые 9 минут!
Audi Quattro
Audi Quattro одержал свою первую победу на ралли Янер в Австрии в 1980 году. и таким образом знаменует начало эры автомобилей с двойным приводом. Другие производители быстро осознали потенциал полноприводных автомобилей и вступили в битву за все более технологичные гоночные автомобили. Из-за их желания внедрять все больше и больше инновационных решений в 1982 году. Создана группа B, которая заменяет группы 4 и 5. Требования для участия в ней одной машины снижены до 200 произведенных. Правила были расширены за счет введения регламента, позволяющего командам создавать «эволюционные» версии автомобилей с необходимым количеством единиц омологации до 20. Кроме того, практически отменены требования по весу и количеству посадочных мест и разрешено использование высокотехнологичных материалов и турбин с неограниченным давлением. На практике у производителей автомобилей больше нет ограничений, и они ведут ожесточенную борьбу за мощность и скорость. Машины из группы B становятся настоящими монстрами с двойной силовой установкой, трубчатой конструкцией и купе из кевлара, поскольку их мощность быстро увеличивается до более чем 500 л.с.
Легковые автомобили
Audi продолжала развивать свой автомобиль и в 1981 году выиграла несколько этапов чемпионата мира по ралли. На протяжении 1982 г. Audi зарекомендовала себя как ведущая команда и выиграла титул. В 1983 г. Появляется первый настоящий автомобиль Группы B и первый реальный соперник Audi — Lancia 037 Monte Carlo.
Lancia 037 существенно отличалась от Audi Quattro — у нее был механический компрессор (турбокомпрессор у Audi) и задний привод. Итальянцы все еще не были уверены в преимуществах двойного привода. Однако это поставило Lancia 037 в значительное невыгодное положение по сравнению с его основным конкурентом. Quattro двигался по гусеницам намного динамичнее благодаря приводу 4×4 и сэкономил гораздо больше шин, что позволило использовать шины с более мягкими составами, увеличивающими тягу.
Lancia 037
Audi Quattro с расположенным спереди двигателем был немного громоздким и не очень надежным, что привело к нескольким сбоям в 1984 году. а титул конструкторов достался Lancia.
В 1984 г. На Rally Tour de Corse появился еще более необычный автомобиль — Peugeot 205 T16, у которого двигатель был расположен по центру. Своим появлением на Corsica 205 T16 определенно удивил раллийную публику. В 1984 г. Peugeot строит серьезную команду, которая составляет сильного конкурента Audi и Lancia. Пилот команды — Ари Ватанен, менеджер команды — Жан Тодт! Первая победа Peugeot была на ралли «1000 озер» — Финляндия. В том же году Audi представила новый Sport Quattro.
Пежо 205 Т16
В 1985 г. Команда Peugeot доминирует, но на ралли Аргентина происходит авария со смертельным исходом, в которой команда теряет своего гонщика Ари Ватанена. Однако сезон для Peugeot спас товарищ по команде Ватанена — Тимо Салонен, принесший титул гонщикам и конструкторам.
На ралли RAK в 1985 году появились новые претенденты на титул — Lancia представляет свой новый автомобиль Delta S4, имеющий одновременно механический и турбокомпрессор, Ford выходит на гонку со своей моделью RS200, Aystin-Metro запускает свой Metro 6R4 и Audi поражает всех своим новым S1 Quattro.
Peugeot старается не отставать от тенденций и представляет модель 205 T16 Evo2.
Другие бренды, участвующие в группе B: Citroen BX 4TC, Citroen Visa 1000 pistes, Ferrari 288 GTO Evo, Fosr Escort RS 1700T, Lada VFTS, Mitsubishi Starion 4WD, Mazda RX-7 4×4, Nissan 240 RS, Opel Manta 400, Peugeot. 305 V6, Porsche 911 SC RS, Porsche 959, Skoda 130 LR и Toyota Celika Twin-Cam turbo.
Mazda RX-7 4×4
В 1985 г. FISA была поражена развитием технологий в группе B и решила создать новый класс — группу C, позволяющую использовать абсолютные прототипы с ограничением до 300 л.с. и требуется не более 10 изготовленных автомобилей для омологации. Производители автомобилей быстро обратились к Группе С, начав разрабатывать совершенно нестандартные автомобили. Lancia готовит модель ECV 002, а Audi объявляет, что работает над прототипом 002 Quattro.
За это время мощность и скорость машин Группы B достигли поистине чудовищных размеров, и многие задавались вопросом, смогут ли пилоты управлять своими машинами. Lancia Delta S4 с 1985 года мог разогнаться от 0 до 100 км / ч на щебеночном покрытии. за 2,3 секунды! В 1986 г. Пилот Формулы-1 Найджел Мэнселл за рулем Peugeot 205 T16 с ужасом сказал, что машина настолько быстра, что на старте обгонит его машину!
В конце концов, однако, именно огромная мощность автомобилей Группы B привела к прекращению существования этого класса. Машины ехали настолько быстро, что у пилотов почти не было времени среагировать и сосредоточиться на поворотах.
Конец группы B
Неизбежное произошло во время ралли Порт-Вайн-Португалия в 1986 году, когда Ford RS200 не справился с управлением и вылетел с дороги, врезавшись в большую аудиторию. Три человека погибли на месте, десятки получили ранения. После аварии все команды снялись с соревнований.
4 мая 1986 г. Другой фатальный инцидент ознаменовал конец группы B. Во время ралли на Корсике пилот Lancia Генри Тайвонен, который доминировал в сезоне, уклонился от дороги на щебеночном участке, ударившись о деревья на обочине дороги и упав в пропасть Штурман Серджио Кресто погиб на месте, а автомобиль буквально расплавился в результате возникшего пожара. От машины осталась только трубчатая конструкция! Audi и Ford немедленно прекратили свое участие в группе B, а остальные команды сделали это в конце сезона.
К сожалению, в 1987 г. Группа B была упразднена, а намерение создать группу C было отказано. Возможно, если бы FISA уделяло больше внимания наложению ограничений по времени, этот захватывающий класс гоночных автомобилей выжил бы без подобных инцидентов. Однако в 1980-х годах автомобильная федерация была слишком привержена Формуле-1, не подозревая о том, до какой степени достигли раллийные автомобили чемпионата мира. Машины из Группы B достигают момента, когда их место уже не на этапах ралли, а на гоночных трассах.