Чтобы сохранить и подчеркнуть красоту цвета и текстуру древесины, изделия из нее обычно покрывают бесцветными составами. Традиционно работа над древесиной заключается в вощении, полировании и лакировке.
Работа над деревом должна выполняться максимально качественно, так как бесцветные лаки не скрывают дефекты обработки, а выявляют и подчеркивают любые вмятины или царапины.
ВОЩЕНИЕ
Один из традиционных видов обработки деревянных поверхностей — отделка их восковой мастикой. Этот старый способ сегодня применяют при работе лишь в большими изделиями: оконными рамами, панелями, скульптурами.
Мастика изготовляется из натурального пчелиного воска или из его заменителя, получившего название церезин 67.
Перед использованием воск или церезин расплавляют на водяной бане, затем в него добавляется растворитель, в качестве которого используют бензин или скипидар. Соотношение воска и растворителя по массе должно составлять 1:2.
Получившуюся мастику наносят горячей с помощью щетки. Затем поверхность сознет в течение 1,5-2 часов. После этого ее полируют до блеска грубым сукном или специальной мягкой щеткой.
Еще сутки мастика подсыхает, после чего все повторяют.
Плюс мастики в том, что она делает поверхность шелковистой, блестящей. Достигается это тем, что мастика заполняет поры древесины. Чтобы оградить изделия от внешних механических повреждений и защитить от влаги, его покрывают лаком, имеющим спиртовую основу.
Важно помнить, что у нитролаков нет адгезии к воску, поэтому их на таких поверхностях не используют.
ЛАКИРОВАНИЕ
Раньше традиционно древесина обрабатывалась спиртовой шеллачной политурой. Особенно часто это применялось в народном промысле. Однако сегодня деревянные поверхности обрабатывают боле современным способом — с помощью нитроцеллюлозных составов.
Их сокращенно называют нитролаками.
Нитролаки используют чаще всего для обработки сувениров из древесины с резьбой. При этом после покрытия нитролаком такое изделие нуждается в полировании.
Перед тем, как покрывать поверхность лаком, его грунтуют специальными составами.
Изготовленные промышленным способом грунтовки выпускаются в качестве уже готовых к употреблению составов. Можно выполнять грунтовочные работы густой политурой или олифой.
Их используют неразведенными или по мере необходимости добавляют в них разбавители и тальк, мел, порошок пемзы, трепел, крахмал, каолин, древесную муку. Если нужно, чтобы цвет грунтовки соответствовал оттенку древесины, то в грунтовочный состав добавляют специальные пигменты.
После того, как грунтовка завершена, нужно выполнить работу по порозаполнению поверхности древесины.
Дело в том, что обработка древесины режущими инструментами приводит к тому, что естественные поры надрезаются и на поверхности появляются неровности. Особенно заметны они у ясеня, грецкого ореха, дуба.
Перед тем, как лакировать такие породы нужно обязательно уменьшить величину таких структурных неровностей. Для этого и проводится порозаполнение.
Существуют специальные составы, которые нужно втирать в поры древесины, пока они не заполнятся и поверхность не станет ровной. Такие составы называют порозаполнителями. Они образуют нижний слой лакокрасочного покрытия, по которому и выполняются работы прозрачными лаковыми составами.
Порозаполнители в зависимости от их состава можно наносить на неподготовленную или предварительно загрунтованную поверхность. Порозаполнитель не только снизит расход лака, но и предотвратит проседание покрытия при последующей эксплуатации.
Свойства порозаполнителя определяются его составом: пленкообразующий раствор, пластификатор, сиккативы в смеси растворителей — образуют жидкую часть. Она должна связывать наполнитель.
Кроме этого она заставляет проявиться текстуру древесины и создает тонкий эластичный слой на поверхности.
Особенность наполнителя в его дисперсности, которая должна балансировать на грани: слишком крупные частицы невозможно втереть в поры древесины. Слишком мелкие не заполнят поры и дадут объемную усадку.
Наносится порозаполнитель шпателем или тампоном вручную. Древесина под слишком толстым слоем порозаполнителя может потерять внешний вид — так как он вуалирует ее структуру. Поэтому лишний порозаполнитель обязательно удаляют с поверхности, и тщательно протирают ее.
Порозаполнители чаще всего продаются в виде набора из пленкообразователя и наполнителя. Их нужно смешивать непосредственно перед выполнением работ, иначе при хранении суспензия даст осадок, который будет невозможно растворить.
На рынке представлены как бесцветные порозаполнители, так и подкрашенные. Наибольшим спросом пользуются порозаполнители ЛК, ПМ-11, КФ-1, КФ-2.
На эксплуатацию изделия, имеющего лакокрасочное покрытие, большое влияние оказывает то, насколько прочное сцепление образовалось между лаковым слоем и поверхностью древесины. По-другому это называют адгезией.
Прежде всего, на нее влияет качество используемых в работе материалов, соблюдение условий их нанесения и сушки. Важно учитывать и совместимость материалов.
Состав грунта и лака должен быть однороден, то есть по нитрогрунту нужно использовать нитролак, по масляному грунту — лак на масляной основе. Иначе адгезия не будет высокой и лаковый слой быстро начнет трескаться и отслаиваться.
Сегодня основной способ обработки древесины бесцветными материалами — лакирование. Основное отличие лаков — это способ образования пленки на поверхности.
Они бывают двух видов: те, которые образуют пленку за счет испарения растворителей (это нитроцеллюлозные и спиртовые лаки) и те, которые образуют пленку за счет химической реакции полимеризации и поликонденсации. Именно за счет протекания химических процессов в них образуется нерастворимый слой. Это полиуретановые, полиэфирные, мочевиноформальдегидные и масляные лаки.
Раньше для покрытия древесины широко использовались спиртовые лаки. Они состояли из смол, таких как шеллак или идитол, растворенных в высокоградусном спирте. Сегодня чаще применяются нитроцеллюлозные лаки.
Они образуют быстросохнущую пленку, которая имеет хорошие характеристики по эластичности, прочности, устойчивости к внешним воздействиям. Нитроцеллюлозные лаки бывают как горячего, так и холодного нанесения.
Первые используются при температуре 70-75 градусов (это НЦ-223, НЦ-225), вторые 18-23 градуса (НЦ-216, НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224, НЦ-296). Кроме глянцевой пленки нитроцеллюлозные лаки могут образовывать матовую поверхность — это лаки НЦ-49 и НЦ-243.
Необходимую вязкость нитролакам придают, добавляя в них растворитель №646. Для лака НЦ-223 используют растворитель РМЛ-315. При работе с ними применяю кисти, тампоны, возможен и метод распыления.
Лак НЦ-243 можно наносить даже наливом.
Масляные лаки образуют пленку, которая достаточно эластична, прочна, устойчива к воздействиям окружающей среды, но при этом не обладает декоративными свойствами. Для нее характерен сильный жесткий блеск.
Состоят масляные лаки из природных или синтетических смол, которые растворены в высыхающих маслах, куда добавлены составы, ускоряющие их высыхание. В такие смеси добавлены специальные растворители, такие как уайт-спирит или скипидар.
Натуральные легкорастворимые смолы — это янтарь, продукты переработки канифоли, копалы. Лак на основе последнего — один из лучших на сегодня в своем классе. Высыхающие масла — один из основных компонентов масляных лаков.
Их получают из конопли, льна.
Для светлых пород древесины долгое время использовали масляно-смоляные лаки 4С, 5С, 7С. Для темных пород — 4Т, 5Т, 7Т. Последние сохнут двое суток.
Сегодня чаще используют пентафталевые лаки ПФ-231 и ПФ-283. Последний заменил лак 4С.
Пентафталевый лак ПФ-231 имеет светлый оттенок. Он образует на поверхности глянцевое покрытие, отличающееся высокой прочностью. Сохнет такой лак трое суток при температуре 18-23 градуса.
Наносить его можно методом распыления, а также кистью.
Масляные лаки, имеющие природную и синтетическую основу взаимозаменяемы и имеют похожие свойства.
Полиуретановые лаки характеризуются высокими водоотталкивающими свойствами, прочностью, устойчивостью к внешним воздействиям и окружающей среде. Их можно наносить как распылением, так и наливом, с нагревом до 45 градусов или холодным отвердением.
О своим характеристикам они похожи на полиэфирные лаки, но по некоторым характеристикам даже превосходят их. Глянцевые лаки 1.653.031, 1.641.0231 и 17642.0230 наносятся распылением и наливом, лак 1.653.0300 полуматовый двухкомпонентный и матовый однокомпонентный — только распылением.
Любители для покрытия фигурок из древесины часто используют водостойкий лак УР-277М. Он образует матовую пленку. Для него применяется растворитель РЛ-227 и отвердитель “Суперсек 3240”.
Сначала в лак добавляется отвердитель в пропорции 100:82,5, после до нужной вязкости состав разводится растворителем.
Перед нанесение лака поверхность тщательно просушивают и очищают от пыли. Лак наносят тремя- пятью слоями без подтеков. После нанесения каждого, слоя ему дают высохнуть, а затем отшлифовывают шкуркой.
Это позволяет обеспечить лучшее сцеплении слоев между собой.
Иногда готовое изделия пропитывают горячим высыхающим растительным маслом или олифой. Их подогревают в клееварке на водяной бане и наносят кистью или тампоном несколькими слоями.
Второй и третий слой олифы или масла наносят только после того, как предыдущий слой хорошо высох. Это занимает достаточно много времени. Ускорить процесс можно, если поместить изделие в духовой шкаф на 12 часов.
Температура в духовке должна быть не выше 100 градусов.
Отделка изделий для пищевых продуктов
Для покрытия изделий из древесины, которые будут использоваться для пищевых продуктов (хлебницы, солонки, чашки, конфетницы), используют восковые мастики, натуральные масла — льняное, конопляное, соевое, подсолнечное, маковое, спиртовые и нитроцеллюлозные лаки. По скорости высыхания за эталон принято конопляное.
За ним идет льняное и тунговое. Но последнее нельзя применять для подобных изделий, потому что оно очень токсично. Олифу и масляные лаки не применяют, так как в их состав входят специальные ускорители высыхания — сиккативы, а это чаще всего окиси и соли свинца, магния и кобальта.
ПОЛИРОВАНИЕ
Чтобы обработанная поверхность имела бархатный блеск и не стиралась используют полирование. При этой операции поверхность древесины проявляет свою структуру, углубляются оттенки цвета.
Особенно красиво смотрятся полированные поверхности красного дерева, карельской березы, ореха. Перед полированием поверхность тщательно готовят. Раньше это был единственный способ добиться такой выразительности древесины.
Однако его трудоемкость — необходимость нанести до 200 слоев лака с просушкой каждого из них, и, соответственно, длительность (более месяца) привели к замене полировки более высокопроизводительными способами обработки древесины.
При отделке поверхностей древесины важно учитывать его назначение и условия эксплуатации. Так, если изделие будут мало трогать, то его можно покрыть воском. При обработке мебели нужно использовать лаки, устойчивые к внешним воздействиям, которые позволят легко чистить поверхность.
Глянцевый или матовый лак?
Внешний вид изделия из древесины может быть таким, каким захочет видеть его художник. Просматриваются разнонаправленные тенденции: одни лакируют древесину до блеска мастиками и лаками, другие стараются сохранить ее первозданную красоту.
Но оставлять деревянное изделие без покрытия опасно — они быстро потеряют свой первоначальный вид, будут подвержены воздействиям окружающей среды. Поэтому, мастера ищут такой способ покрытия поверхности, который позволил бы оставить ощущение природной красоты, натуральности.
Часто чтобы добиться этого используют восковые мастики и матовые лаки. Они оставляют поверхность бархатистой, не дают блестящей бликующей пленки.
Если вы не смогли приобрести матовый лак, то не стоит расстраиваться, глянцевый лак можно сделать матовым.
Если в масляный лак добавить 0,5% хозяйственного мыла и 10% растворителя уайт-спирита, то он станет матовым. Чтобы приготовить мыльный раствор хозяйственное 40%-ое мыло натирают мелкой стружкой и добавляют в горячую (до 80 градусов) воду.
Затем в получившийся раствор добавляют растворитель. Лак размешивают и в него вводят получившийся раствор, постоянно помешивая. Нужно помнить, что из-за мыла, образовавшаяся лаковая пленка будет непрочной.
Поэтому ее нельзя протирать мокрой тряпкой или мыть. Очищать такую поверхность придется пылесосом или сухой щеткой.
Стены не видно, а щель 1.5 см. это норма?
СПАСИБО.
Хватит лечить публику, назовите производителя и название герметика. Совет: предварительно поинтересуйтесь у самого производителя, какой срок «»жизни»» он отводит своему герметику в проблемных зонах.»
а вообще — если б это была моя квартира)))) то я бы сделала так — вариант 2.
Помню сходили с ним на «»Хроники Нарнии»» я потом сразу книжку купила, почитай, говорю там ведь продолжение фильма, а он мне «» С ума сошла, тут же 1000 страниц !»»
«Несколько новых фоток))
«Я понимаю что реклама. И даже готов поддержать его, в плане бренда. На мой взгляд, Макита делает самые лучшые болгарки в своём ценовом сегменте, Бош и ДеВольт — рядом не лежали. Я, несколько лет назад правда, сравнивал 230мм болгарки в магазе (Макиту, Бош и ДеВольт) выбирая себе новую. Включал их, «»щупал»»/слушал звук. Звук работающей Бош-ки был похож на звук взлетающего Боинга. ДеВольт — явно тише, но вот Макита — едва слышно шелестела. Все звуки я описываю — при зажатом, одном и том-же для всех, диске. При этом, у ДеВольта была какая-то отчётливая вибрация, которая могла быть от плохого диска, но ведь на других болгарках с этим-же диском — вибрации не было? В итоге купил я Макиту. Она и по-сей день рабочая, несмотря на смену 2-х комплектов графитовых щёток.
«Детские со входами из коридора, а не из общего пространства. И звукоизоляция лучше, и друг к дружке будут бегать, не мешая гостям:
«Ну каждому свое, автору надо идти в магазин и пробовать все «»на зуб»». Я так и делала. Можете кидать в меня тапками — не нравится мне лента, уюта нет и свет не тот, и вид как в клубе
итак-поисковики:
«по стене которая 3100 от холодильника угловой на 90, 50 мойка, 50 пмм, 60 варка, 60 шкаф наполный под котел(угловой 120 на 60)