Покрытие древесины лаком

27.02.2013

Покрытие древесины лаком

Для придания долговечности изделия из древесины следует покрывать бесцветными отделочными материалами, которые сохраняют либо выявляют красоту цвета и фактуры древесины. Этого можно добиться такими методами, как вощение, лакирование и полирование.

Тем не менее, следует иметь в виду, что только прекрасно и качественно обработанная древесная поверхность способна выдержать испытание на прочность лаком или воском, поскольку прозрачная отделка не прячет, а только сильнее и ярче подчеркивает различное несовершенство отделки, например: царапины, риски, вмятины.
Покрытие воском
В настоящее время из существующих на протяжении многих лет традиционных методов прозрачной отделки используют отделку при помощи восковой мастики.

Она, как правило, рекомендуется для предметов и изделий достаточно крупных размеров (таких, как стеновые панели, рамы, различные скульптуры).
Для того, чтобы приготовить мастику, применяют пчелиный воск либо его заменитель — вещество церезин 67.

После того, как воск или церезин расплавлен на водяной бане, в полученный состав в соотношении 1:2 по массе добавляют любой растворитель (например, скипидар или бензин).
После того, как горячая мастика нанесена при помощи щетки и подсушена на протяжении от 1,5 до 2 часов, мягкой волосяной щеткой поверхность изделия натирается до блеска, это можно делать также при помощи грубого сукна.

Спустя ровно сутки эту операцию следует повторить.
Мастики из воска достаточно хорошо заполняют поры в древесине, добавляя мягкий шелковистый блеск деревянной поверхности.

Для того, чтобы защитить восковое покрытие от различных механических повреждений и влияния влаги, следует покрыть изделие спиртовым лаком. Нельзя использовать для этих целей нитролаки нельзя по причине отсутствия адгезии к воску.

Покрытие лаком
Традиционная отделка при помощи спиртовой шеллачной политуры, которая применяется чаще всего в практике традиционных народных промыслов, в настоящее время уступила место отделке при помощи нитроцеллюлозных составов.
Обычно нитроцеллюлозным лаком (или нитролаком) отделывают украшенные резьбой сувенирные изделия с последующим полированием нитрополитурой.

Изделие грунтуют перед тем, как покрыть его лаком.
Лакокрасочная промышленность в настоящее время производит составы для грунтовки, которые уже готовы к употреблению. Делать грунтовку под лаковое покрытие можно с использованием олифы либо густой политуры.

Такие грунты используют либо в чистом виде, либо разводят их разбавителями, а также добавляют по мере необходимости такие вещества, как тальк, мел, крахмал, порошок пемзы, каолин, трепел, древесную муку или различные пигменты, в том случае, если есть необходимость цвет грунтовки подогнать к цвету самой древесины.
После того, как сделана грунтовка, осуществляют порозаполнение.

При обработке поверхности древесины при помощи режущих инструментов происходит процесс перерезания пустых анатомических элементов (сосудов), вследствие чего образуются неровности на поверхности древесины. У таких древесных пород, как дуб, ясень или грецкий орех размеры структурных неровностей достаточно приличные.

Поэтому — перед тем, как приступить к лакированию или полировке обозначенных пород дерева, следует сократить размеры таких неровностей. Именно для достижения этой цели и выполняют специальную процедуру, которая называется порозаполнением.

Порозаполнителями называются такие составы, которые предназначены специально для втирания внутрь пор древесины для того, чтобы перед нанесением прозрачных покрытий закрыть их, а также, как и грунты, образуют самый нижний уровень лакокрасочного покрытия.
Порозаполнитель в зависимости от его особенностей затем наносят на поверхность, которая может быть предварительно загрунтованной или незагрунтованной.

Слой такого порозаполнителя эффективно способствует уменьшению расхода лакокрасочных материалов, а также во время эксплуатации изделий способствует сокращению проседания покрытия в поры древесины.
Порозаполнитель, как правило, состоит из жидкой составляющей (пленкообразующего раствора, а также сиккативов в смеси летучих растворителей и пластификаторов), а также наполнителя.

Главное предназначение жидкой части порозаполнителя заключается в связывании наполнителя, а также в проявлениим древесной текстуры, добавления эластичности порозаполнителю и формирования на поверхности тонкого лакового слоя.
У наполнителя должна быть определенная Дисперсность: он не должен быть крупнозернистым, поскольку это мешает его проникновению в мелкие поры древесины, а чересчур мелкозернистый наполнитель заполняет поры слабо, что дает достаточно объемную и большую усадку.

Затем вручную при помощи тампона или шпателя наносят порозаполнитель на древесину.
Необходимо иметь в виду то обстоятельство, что порозаполнители несколько вуалируют текстуру древесины, по этой причине необходимо снимать их излишки и протирать поверхность.

Как правило, порозаполнители поставляются в виде двух составных частей — наполнителя и раствора пленкообразователя.
Перед употреблением эти компоненты смешивают, поскольку суспензия порозаполнителей неустойчива- в процессе хранения образуется достаточно плотный и труднорастворимый осадок (а именно, расслаивается порозаполнитель).

Порозаполнители могут классифицироваться на бесцветные либо подкрашенные. Наиболее частое использование нашли такие порозаполнители, как ПМ-11, КФ-1, КФ-2, ЛК.

Наибольшее значение в процессе эксплуатации различных изделий имеет прочность сцепления с поверхностью древесины лакокрасочного покрытия, которая еще называется адгезией. Она обусловливается, прежде всего, уровнем качества лакокрасочных материалов, а также условиями их нанесения и последующей сушкой лакокрасочного покрытия.

Можно добиться высокой адгезии исключительно при условии использования во время отделки различных однородных составов: масляного лака по масляному грунту, нитролака но нитрогрунту, и так далее. Отделочный слой в противном случае достаточно быстро растрескивается, после чего он отслаивается.

Лакирование в настоящее время является главным методом достижения прозрачной декоративной отделки.
По характеру формирования пленки лаки подразделяются на две категории: формирующие пленку исключительно посредством улетучивания растворителей (к примеру, спиртовые или нитроцеллюлозные) и формирующие пленку вследствие осуществления различных химических реакций поликонденсации и полимеризации, вследствие чего они постепенно переходят в нерастворимое состояние (такие, как полиуретановые, полиэфирные, масляные, мочевиноформальдегидные).

Достаточно длительное время широкое применение имели и были очень незаменимы в процессе выполнения отделки деревянных изделий спиртовые лаки — а именно, растворы смол в высокоградусном спирте (таких, как шеллак или идитола и другие). Что касается современной практики, то наиболее часто используют нитроцеллюлозные лаки.

Эти лаки обеспечивают достаточно прочную и при этом эластичную быстросохнущую пленку, достаточно атмосферостойкую. Нитролаки, в свою очередь, подразделяются на две категории: НЦ-223, НЦ-225 — лаки горячего нанесения (которое осуществляется при температуре 70-75 °С), а также лаки НЦ-218, НЦ-216, НЦ-224, НЦ-222, НЦ-221, НЦ-296 (бывший НЦ-316) — лаки холодного нанесения (осуществляется при температуре 18-23 °С).

Лаки НЦ-49 и НЦ-243 обеспечивают матовую пленку.
Нитролаки доводят до состояния рабочей вязкости при помощи растворителя № 646, исключение составляет лак НЦ-223, для которого используют растворитель РМЛ-315.

Эти перечисленные нитролаки на поверхность изделий можно наносить при помощи кисти, тампона или способом распыления, а лак НЦ-243 допустимо наносить и посредством налива.
Что касается масляных лаков, то они образуют эластичную, прочную, атмосферостойкую, однако недостаточно декоративную поверхность пленки, у которой достаточно сильный жесткий блеск.

По своему составу они собой представляют растворы синтетических и природных твердых смол в высыхающих маслах, куда добавляются сиккативы (это составы, которые ускоряют процесс высыхания масел), а также смеси органических летучих растворителей (таких, как скипидар или уайт-спирит и других). К числу естественных (природных) легкорастворимых смол следует отнести янтарь, копалы, а также продукты переработки канифоли.

Одним из самых лучших масляных лаков считается копаловый лак. В качестве главных составных компонентов используют высыхающие масла, такие, как конопляное, льняное, тунговое.

Раньше для выполнения отделки древесины использовали масляно-смоляные лаки: для светлых пород — 4С, 5С, 7С; для темных пород — 4Т, 5Т, 7Т (которые высыхают в течение 48 часов), а в настоящее время применяют пентафталевые лаки, такие, как ПФ-231, ПФ-283 (бывший 4С).
Светлый лак ПФ-231 — образующий глянцевое достаточно прочное покрытие, которое высыхает в течение 72 часов при температуре воздуха от 18 до 23 °С.

Этот лак хорошо наносится как при помощи кисти, так и способом распыления.
По некоторым показателям масляные лаки, изготовленные из естественных и синтетических смол являются близкими между собой, вследствие чего могут быть вполне взаимозаменяемы.

Хорошей водо-, износо- и атмосферной устойчивостью обладают такие лаки, как полиуретановые, которые на поверхность древесины наносятся методом распыления или методом налива с холодным отвердением либо при нагреве до температуры в 45-50 °С. По своим качествам эти лаки близки к полиэфирным лакам, а по определенным показателям даже существенно превосходят их.

Известны следующие марки полиуретановых глянцевых лаков: 1.641.0231,1.653.031 и 17642.0230, которые наносятся методом налива или распыления, а также полуматовый лак марки 1.653.0300. Есть также матовый однокомпонентный и двухкомпонентный, которые наносятся распылением.

Мастера-любители резьбы используют матовый водостойкий лак УР-277М с отвердителем марки Суперсек 3240, а также с растворителем РЛ-227 исходя из такой формулы расчета: 82,5% отвердителя на 100 г лака, а растворитель добавляется — до необходимой вязкости.
Лаки следует наносить равномерными тонкими слоями на высушенную поверхность древесины, которая хорошо очищена от пыли, слои не должны иметь подтеков и наноситься приблизительно от 3 до 5 раз.

Каждый слой лака необходимо просушить. Перед тем, как покрывать изделие следующим слоем, необходимо предыдущий слой обработать отработавшей свой век мелкой шлифовальной шкуркой.

Таким образом удается добиться выравнивания всех слоев, а также более прочного сцепления между слоями.
Готовые изделия несколько раз можно пропитать натуральной олифой или высыхающим горячим либо полувысыхающим растительным маслом.

Следует разогревать олифу или масло на водяной бане (при помощи клееварки) и широкой кистью наносить на изделие, это также можно делать тампоном, который следует закрепить на деревянном черенке.
Когда впитается и высохнет первый слой олифы или масла, следует нанести второй, затем просушить, после чего наносится третий слой.

В случае использования масла необходимо всегда иметь в виду то обстоятельство, что высушивание масла происходит достаточно длительное время. Для того, чтобы ускорить сушку, можно выдержать достаточно небольшие изделия в течение 10-12 часов в духовке электрической или газовой плиты при температуре 90-100°С.

Особенности выполнения отделки изделий, предназначенных для пищевых продуктов.
Для изготовления прозрачного защитного покрытия предназначенных для пищевых продуктов декоративно-прикладных изделий (таких, как чаши, солонки, конфетницы, подносы или хлебницы), необходимо использовать спиртовые или нитроцеллюлозные лаки, восковые мастики, конопляное, льняное, соевое, рыжиковое, маковое или подсолнечное масло.

По своей высыхаемости тунговое масло следует третьим по счету (за льняным, которое было принято в качестве эталона, и конопляным маслом), однако нельзя его применять по причине достаточно высокой токсичности. Использовать олифу и масляные лаки тоже нежелательно, поскольку в них присутствуют специальные различные добавки — это сиккативы, которые ускоряют высушивание, как правило, в качестве которых используют различные перекиси, окиси и соли свинца, а также марганца и кобальта.

Другие светильники этого типа:

10 comments to Покрытие древесины лаком

  • admin

    Про Дельфин читала, что белая затирка от него желтеет. Наши мастера от него отказываются.

  • admin

    а еще там вот такое клеймо. примерно начало прошлого века.

  • admin

    Наступает время заказывать кухонную мебель.

  • admin

    Поправьте если я не прав.

  • admin

    Есть вариант керамзитобетонный блок, кто что может про него сказать и в общем посоветовать из чего поставить такую стену?????»

  • admin

    Классные рассказы ! спасиб. мы там часто бываем:) И мой любимый город — Стокгольм… я просто от него балдею:)

  • admin

    Итак, 2 вопроса:

  • admin

    Может подскажите какую нагрузку выдерживают стандартные провода електрики квартиры?»

  • admin

    Ой, про мысли по детской отпишусь позже, надо убегать. В детской надо что-то думать и менять… Для начала наверное стоит определиться со стилем. А то у меня все наоборот — выбираю мебель, а к ней пытаюсь подогнать антураж.