Домашний формат

05.04.2013
Домашний формат

Весной этого года городская администрация выступила с инициативой создания сети магазинов шаговой доступности. Очередная социальная инициатива Смольного вполне соответствует направлению, в котором давно развивается рынок торговли.

Метраж магазинов, которые предполагается развивать под патронатом губернатора, ограничивается 150 кв. м. Предполагается создать примерно 200 магазинов, которые находились бы в жилых кварталах и торговали продуктами первой необходимости местного производства.

Первоначально у них также пытались отнять право торговать алкоголем и табаком, но бизнес возроптал, и власти отступили. Предполагается, что в конкурсе на включение в эту категорию смогут участвовать и действующие сети дискаунтеров и магазинов, работающих в формате у дома.

Очередная социальная инициатива вполне соответствует направлению, в котором стихийно развивается рынок торговли. Многие горожане не готовы отправляться за покупками далеко. Об этом свидетельствуют результаты маркетингового исследования, проведенного УК Адамант.

Основным критерием выбора предприятия торговли для 78% горожан является близость к дому, ассортимент волнует лишь 40%. Это во многом объясняет расцвет формата магазинов у дома, или convience store, как говорят западные консультанты по недвижимости.

По определению, convience store — это небольшой магазин, расположенный вблизи жилого района, который открыт 24 часа семь дней в неделю и предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса. Традиционно такие торговые точки располагаются в спальных районах на первых этажах жилых многоквартирных домов.

Convience store как формат зародился в 1927 году в американском Далласе в виде магазинчика фирмы Southland Ice Company, позднее переименованной в 7-Eleven. На сегодняшний день годовой оборот сети 7-Eleven, которая включает 21 тыс. магазинов в 18 странах мира, превышает $27 млрд.

В Санкт-Петербурге в этом формате работают такие сети, как Квартал (29 магазинов в Петербурге), Находка. В августе 2006 года группа компаний Дикси-Юнилэнд, владеющая федеральной сетью из 220 дискаунтеров Дикси и восьми гипермаркетов Мегамарт, объявила о планах развития нового для нее формата розничной торговли — магазинов шаговой доступности.

До конца 2008 года компания намерена открыть 100 торговых точек в спальных районах Петербурга. Формат convience store находится в близком родстве с дискаунтерами, лидером среди которых является сеть Пятерочка, открывшая в сентябре 2006 года 200-й универсам эконом-класса. Однако магазины у дома занимают гораздо меньшие площади, а уровень цен в них выше, чем в классических дискаунтерах.

Непродовольственный центр

Формат у дома развивается неравномерно. Всему виной цена торговой недвижимости. Если рассматривать структуру встроенных торговых помещений, то более половины из них приходится на центральные районы города — Центральный, Василеостровский, Петроградский и Адмиралтейский, где расположены основные торговые коридоры — Большой проспект Петроградской стороны, Загородный, Владимирский проспекты и т. д. В этих районах сосредоточено огромное количество бутиков, а вот продовольственных магазинов не хватает. На рынке наблюдается парадокс: Центральный район — самый обделенный продуктовыми магазинами, однако его доля в формате ‘стрит-ритейл’ — самая большая,— отмечает Евгений Галеев, директор по развитию Центрального агентства недвижимости.

Дело в том, что ставки аренды на торговых магистралях Центрального района настолько высоки, что содержать здесь продуктовый магазин можно только себе в убыток — ради имиджа. Поэтому на протяжении всего Невского проспекта, кроме Елисеевского магазина, и нет ни одного более-менее универсального магазина продуктов. Подобная ситуация наблюдается и на центральных улицах Москвы.

Кафе на окраине

Среди окраинных районов лидерами по количеству встроенных торговых помещений являются Выборгский и Приморский районы (данные ЦАН). Здесь вводится наибольшее количество жилых домов, где уже запланированы встроенные помещения на первых этажах — под небольшие продуктовые магазины, салоны красоты, стоматологические кабинеты, игровые залы, кафе и т. д. Почти так же часто, как продовольственная торговля, в шаговой доступности от потенциальных потребителей стремится расположиться общепит.

Доля заведений общепита, находящихся в спальных районах города, за последний год выросла с 38% до 45%. В формат у дома вписался не только фаст-фуд, доля которого, по оценкам аналитиков компании Becar, уже достигла 33% от общего количества всех городских предприятий общественного питания, но и рестораны (в особенности пивные).

Предприятия общепита, занимая площади от 150 кв. м до 500 кв. м, готовы платить до $80 за квадратный метр в месяц. Парикмахерские, салоны красоты, медицинские центры нуждаются в площадях от 50 кв. м до 200 кв. м, выдерживая арендные ставки до $30 за квадратный метр в месяц.

Продуктовые сети выглядят на этом фоне гораздо скромнее: предел их возможностей — до $30 за квадратный метр в месяц за помещение от 100 кв. м до 500 кв. м. По данным руководителя отдела стрит-ритейла компании Praktis CB Натальи Степановой, арендаторами, готовыми платить за помещения в спальных районах больше всех, являются операторы игорного бизнеса. Они занимают площади от 100 кв. м, выкладывая до $150 за квадратный метр в месяц. Бизнес в основном арендует площади, поскольку предложение встроенных помещений в собственность довольно небольшое. Их скупают инвесторы уже на стадии строительства новых домов, причем большими объемами, — отмечает Наталья Степанова.

Притяжение

Интересно, что к шаговой доступности стремятся не только маленькие магазины, а сразу все торговые форматы: и гипермаркеты, и супермаркеты, и дискаунтеры. Например, на пересечении проспектов Просвещения и Светлановского в 10-минутной зоне пешеходной доступности от жилых кварталов действуют гипермаркет Карусель, супермаркет Перекресток, дискаунтеры Пятерочкаи Дикси, магазин у дома Квартал, а также строится гипермаркет О’Кей.

Сработает ли в данном случае пресловутый синергетический эффект, заключающийся в увеличении торгового оборота с метра площади, — это еще вопрос. Концентрация в одной зоне сходных торговых форматов мотивируется не столько интересами торговли, сколько подготовкой девелоперов к IPO и возможной продажей сетей иностранному инвестору, — считает управляющий партнер Ай-Би Групп Юрий Борисов. Если ранее сетевые операторы строили там, где нужно, то теперь строят там, где возможно, — просто потому, что сети необходимо иметь определенное количество объектов в каждом регионе. Что касается анализа конкурентной ситуации в локальном окружении, то об этом думают все меньше, — заключает консультант.

Другие светильники этого типа:

13 comments to Домашний формат

  • admin

    «Оль, поздравляю вас с сыном с окончанием школы и экзаменов!)

  • admin

    Да, выглядит все именно так.. =(

  • admin

    Смотрю на предыдущий опыт использования шкафов и стеллажей, оцениваю квадратуру…

  • admin

    «Есть тут кто-нибудь? ))

  • admin

    мозги у Вас горят?)) ну это все заметили… ПВХ практически не горит, плавится от открытого огня, но не поддерживает горение как таковое. Хромая лошадь отдельная песня, там за деревом был пенопласт, который как раз великолепно горит и выделят много угарного газа… но и дерево которое горит, не кладезь целебных газов, по угарному газу оно повыше будет чем пенопласт. Доказано, в реальном пожаре вредными соединениями от сгорающего пластика отравиться трудно, чаще проблема дым+угарный газ.»

  • admin

    После праздников обязательно вышлем свои изыски :-)»

  • admin

    Ну, как же нет нигде. В Москве идет паспортизация квартир. Одна из калек в этом паспорте — схема электропроводки.

  • admin

    В проекте «»Утиное озеро»» клали на деревянные, но там особенность конструкции такая. Они мостик делали, а на лаги эти много не нагрузишь. Они не могут нести нагрузку.»

  • admin

    -хозфекальная канализация;

  • admin

    Паркет ставить не возможно, должен быть камин и есть выход на террасу.

  • admin

    Светло-серый?»

  • admin

    3. Rialto Карниз Torelo Rialto Beige ZZ 7,5×15 — 4 шт