Каждый из нас знает, что масляная краска давно ушла в прошлое. Она не подходит для покраски стен в домах и квартирах, ею не окрашиваются окна, потолки и двери. Тем не менее, масляная краска не уходит из нашей жизни.
Допустим, вы снимаете старые обои. После последнего слоя вы наткнулись на бетонную стену. Как правило, она покрыта масляной краской. Если вы снимаете в ванной старую плитку, под ней вы тоже найдете слой масляной краски.
Под старым линолеумом вы тоже обнаружите масляную краску, которой покрывали пол.
Как же относиться к привычной нам масляной краске? Отношение к ней довольно неоднозначное. С одной стороны, от нее очень сложно избавиться, если это так необходимо. С другой стороны, ее грунтовка ни с чем не сравнима.
Давайте же рассмотрим масляную краску и ее характеристики более подробно.
Совсем недавно более распространенный материал в строительстве найти было сложно. В домах и квартирах масляной краской красили все, что только можно покрасить. Все потому, что у нее просто не было достойного конкурента.
После покраски мы подчас несколько дней подряд ждали, пока краска осядет и высохнет, а ее резкий запах станет привычным. Тем не менее, краска затрудняет дыхание не только людям, но и поверхности стены, именно потому через несколько лет пленка начинает сначала шелушиться, а потом отваливаться.
Сейчас масляной краской, как правило, покрывают металлические поверхности, кроме того, стены и потолки различных служебных помещений (к примеру, туалеты). Но при этом в этих помещениях устраиваются вытяжки.
Если учесть тот факт, что современные ванные комнаты облицовывают даже в общественных местах кафельной плиткой, а окна заменяют на пластиковые, которые в окраске не нуждаются, масляные краски, по идее, должны были уже стать пережитком прошлого. Но этого почему-то не происходит. Значит, это кому-нибудь нужно.
Состав
В состав масляной краски входят пигмент и связующий материал. Пигменты представляют собой тонкомолотые минеральные порошки. Обычно они не растворяются в масле, воде и даже растворителе.
Перед применением краска, как правило, тщательно перемешивается, поскольку пигмент оседает, а сверху остается чистый слой того самого связующего материала.
Масляные краски изготавливают на основе олифы: искусственной или натуральной. Для начала размешивают пигмент, которого в колере больше всего, потом уже добавляются все остальные. Краска разбавляется уже до нужной густоты.
Чтобы повысить ее качество, ее перетирают на краскотере. Масляные краски — самые прочные и долговечные, они используются для внутренней и наружной отделки. Масляные краски бывают густотертыми.
Их разводят перед употреблением олифой в количестве 17-40%. Есть масляные краски, которые уже готовы к употреблению. Связующими для масляной краски являются олифы, которые получаются из растительных масел.
Такое связующее, как олифа, известно всем и очень давно. Внешне олифы представляют собой прозрачные жидкости темно-коричневого или светло-коричневого цвета. Олифы делятся на группы по своему составу и назначению.
По составу различается 3 группы олиф: масляные, алкидные и другие.
Что касается масляных олиф, то среди них есть натуральные, комбинированные, а также олифы Оксоль. Натуральные олифы получаются после спецобработки высыхающих растительных масел: конопляного или же льняного. Они обрабатываются, а точнее, варятся при температуре 150°С.
Такой вид олиф содержит 100 % высыхающего масла без растворителя. В комбинированной олифе — 30 % растворителя и 70 % масла.
Обработанное масло начинает твердеть (высыхать). Процесс твердения называется по-другому полимеризацией. Когда она происходит, усиливается набор прочности, а также твердости пленки. Высыхание ускоряется, если в состав краски вводятся ускорители отвердевания — сиккативы (2-4% об.)
Подсолнечная олифа сохнет медленней льняной и конопляной. Пленка у подсолнечной олифы остается очень эластичной, а прочность, твердость и водостойкость ниже, нежели у пленок конопляной или льняной олифы. Натуральные олифы используются для изготовления густотертых красок и тех красок, которые готовы к использованию.
Что касается комбинированных олиф и оксоль, то они производятся путем химической обработки уплотненных растительных масел и разбавлением их до 45% с помощью летучих растворителей. Оксидированные олифы оксоли получают с помощью окисления нагретого подсолнечного масла.
В этом случае происходит длительное пропускание воздуха с помощью катализаторов. Масло в этом случае окисляется и густеет. К загустевшему маслу добавляют растворитель (к примеру, уайт-спирит). В итоге получается прозрачный продукт, отличающийся нормальной вязкостью.
Высыхание таких олиф проходит, когда испаряется растворитель, а также, когда масла взаимодействуют с кислородом воздуха.
Комбинированные олифы К3, К5 используются для производства красок, применяемых для наружных, а также для внутренних работ. Что касается комбинированных олиф К2, К12, К4, К11, то они используются только для тех красок, которые годятся для внутренних работ.
Олифа Оксоль В применяется с целью разведения до степени рабочей вязкости только густотертых масляных красок ПВ для внутренних работ.
ЛМС или олифа полимеризованная — заменитель натуральной олифы. Он используется для внутренних и для наружных окрашиваний.
Глифталиевую олифу изготавливают из растительного масла, а также глицерина и др. Растворитель содержится в количестве не более 50%. Что касается пентафталевой олифы, то она изготавливается уже из алкидной смолы.
Что же касается искусственных олиф, таких, как синтол, карбоноль и прочие, то они или совсем не содержат растительных масел, или содержат их, но в небольших количествах. Их качество сильно проигрывает натуральной олифе или оксоли.
Алкидные олифы представляют собой растворы алкидных смол, которые модифицированы маслами. Алкидные олифы делятся на пентафталевые, глифталевые и ксифталевые.
К другим олифам относятся искусственные, например, безмасляные, сделанные на базе продуктов полимеризации углеводородов нефти, кроме того, сланцев, рыбьих жиров и т.д.
Значит, масляные краски — это смесь пигментов, наполнителей и олифы.
Согласно ГОСТам, производят масляные краски таких марок (в основе — тип пленкообразующего вещества):
ГФ-023 — на глифталевой олифе;
МА-021 — на натуральной олифе;
ПФ-024 — на пентафталевой олифе.
МА-025 — на комбинированной олифе;
Цифра 2 означает, что краска, которая разведена соответствующей олифой, годится для обработки для любых поверхностей.
Если масляная краска уже готова к употреблению, ее пускают в продажу расфасованной в емкости 0,5-3 л. Обычно на этикетках указывается назначение краски, ее цвет и расход на 1 квадратный метр площади при покрытии в один и два слоя, разбавители и так далее. Строго следуйте этим указаниям. Чтобы краска стала более жидкой и годилась для огрунтовки, обычно ее разбавляют с помощью растворителей или разбавителей, в качестве которых выступают уайт-спирит, скипидар, керосин и т. п.
Краски имеют следующие цвета (рядом с цветом указана укрывистость данной краски специально для малярной консистенции):
под слоновую кость (200 г/м.кв.);
бежевая (120 г/м.кв.);
палевая (160 г/м.кв.);
серая (100 г/м.кв.);
голубая (100 г/м.кв.);
светло-голубая (100 г/м.кв.);
синяя (100 г/м.кв.);
салатная (140 г/м.кв.);
желтая (140 г/м.кв.);
фисташковая (135 г/м.кв.);
красная (65 г/м.кв.);
коричневая (100 г/м.кв.).
зеленая (100 г/м.кв.);
темно-красная (100 г/м.кв.);
Масляные материалы имеют большой плюс: это высокая степень наполняемости при небольшом расходе. Они хороши для использования в качестве грунтовок, к примеру, перед окраской ими хорошо обрабатывать доски. Если в составе масляных красок только один красящий пигмент, то слово краска заменяют названием красителя, к примеру, охра, сурик и так далее. Чтобы обозначить ряд материалов между названием плёнкообразующей основы и кодом, который определяет назначение, а также условия применения, используют еще и дополнительные индексы:
Б означает — без летучего раствора
В — это для водо-разбавляющих
ВД — для воднодисперсных (водоэмульсионных)
П — для порошковых
ОД — для органодисперсных
Перед описанием видов масляной краски, нужно отметить, что лакокрасочный материал строго классифицируется по нормам ГОСТа. Именно потому масляные краски обычно не имеют индивидуальных названий.
Аббревиатура из букв и чисел используется в зависимости от того, какова их сфера применения. Выбирать масляную краску нужно так. Определите ее назначение, сделайте выбор в пользу производителя, учтите и ее цену.
Работа с масляной краской
1. При работе с масляной краской вы можете получить матовую поверхность. Для этого в краску добавьте сорокапроцентный раствор хозяйственного мыла. Соотношение — 1 кусок мыла на 3 литра краски.
Мыло настругивают стружкой, заливают водой, чтобы покрыть его, потом нагревают до растворения и, помешивая, добавляют в краску.
При образовании пленки на слое краски ее цедить не придется. Опустите в банку кусок капронового чулка, макайте кисть через чулок.
Для окраски стен старая краска предварительно удаляется шпателем. Стены при этом смачиваются водой. После высыхания трещины замазываются. Стена прогрунтовывается в горизонтальном и в вертикальном направлениях.
Обычно краску для стен готовят таким же образом, как побелку для потолка. Подбор оттенков проводят на куске стекла, потом его подсушивают на слабом огне. Если краска получается слишком темной, в нее добавляется немного мела.
Светлая краска становится темней, если в нее добавляются цветные пигменты.
Стены, уже окрашенные масляной краской, моются теплой водой с добавлением питьевой соды, а также нашатырным спиртом (1 ст. л. спирта на 1 л воды), потом протираются влажной, а после и сухой тряпкой.
Чтобы краска не попала на руки и не капала на пол, разрежьте
резиновую грушу от спринцовки, потом наденьте ее на ручку кисти.
Чтобы прогнать запах масляной краски, поставьте в комнате две-три емкости с соленой водой. Другой способ: натрите головку чеснока, оставьте в комнате на некоторое время.
Если краска долго хранилась и покрылась пленкой,
не размешивайте ее, а осторожно снимите пленку. Если она порвалась, вырежьте из марли кружочек точно по диаметру банки, потом опустите его на краску. В этом случае марля покроет пленочные клочки и опустится на дно вместе с ними.
Чтобы масляная краска не сохла, налейте на ее поверхность
тонкий слой обычного подсолнечного масла.
Не сливайте остатки разных красок в одну. Если вы такой смесью что-нибудь покрасите, она просто никогда не высохнет.
Краска на кисти не будет сохнуть, если поместить эту кисть в воду.
Чтобы легче снять краску, попавшую на пол, кафель, окна, перед началом ремонта покройте их мыльным раствором. Готовится так: 20-30 г мыла на один литр воды.
Новые кисти обмотайте перед работой шпагатом на 2/3 длины волоса.
Для предотвращения выпадения волос на новой кисти, подержите ее день-два в воде. Либо забейте в патрон ручки деревянный клин. Еще вариант: снимите патрон, налейте в него или немного лака, или масляной краски.
Масляную краску, оставшуюся на засохшей кисти, легко снять, опустив ее в банку с керосином, нашатырным спиртом, скипидаром либо другими растворителями.
15. После клеевой краски промойте кисть, опустив ее в теплую воду с добавлением соды, ополосните и подвесьте волосом вниз.
Вот моя раскладка
Горчишный дааа…давно его в голове держу))), но не сюда, а в спальню домой-прикраватные тумбочки покрасить)) И у меня ещё литровая баночка шартреза в загашнике стоит на крайний случай «
«Вы знаете, насколько я в курсе о столярке,
у вас ситуация лучше намного — площадь не старой трешки, и если вы хотите жить в этой квартире долго — я бы сделала все по уму.
Читала я о конкретных примерах- думаю это не слух. За деньги что угодно организуют.
Спасибо за мастер-класс, думаю, пригодится.
«
Прошел ровно год и леопардиха родила нового котятку!!!))))