Обеспечение качества моделирования бизнес – процес

07.11.2013

Обеспечение качества моделирования бизнес – процес

Сахаров Иван Сергеевич
Моделирование бизнес-процессов — одно из наиболее динамично разви¬вающихся направлений системного анализа. Но, несмотря на то, что существует множество инструментов и методик моделирования бизнес — процессов, нет единых стандартов их качества.

Общая тенденция к возрастанию спроса на услуги консультантов в сфере ИТ обуславливается тем, что бизнес становится все более сложным, а усло¬вия его развития — неопределенными. С другой стороны, в рассматриваемой области наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов.

Положение усугубляется еще и тем, что подготовить такого специалиста в стенах учебного заведения не¬возможно: помимо теоретических знаний необходим опыт участия в проектах, приобретаемый годами.
Применимость методики моделирования бизнес-процессов в каждом кон¬кретном случае зависит, прежде всего, от поставленных целей моделирования.

Следует заметить, что обоснованный выбор мето¬дики и инструментария моделирования не единственное необходимое условие получения качественной модели. Большинство инструментальных средств типа CASE вообще не имеют в своем составе подсистемы, отвечающей за оценку качества модели.[2]
Важным моментом является то, что кроме полученных моделей в процессе моделирования, необходимо оценивать качество самого процесса моделирования.

Если моделирование БП представляет собой проект, то качество процесса моделирования оценивается по степени соответствия общепринятым стандартам управления проектами. [1]
Каким же образом можно оценить работу по моделированию БП?

Какие суще¬ствуют критерии качества моделирования? Вопросы эти очень важны и прежде всего для заказчиков моделирования.

Наша компания уделяет критериям качества особенное внимание, перечислим основные:
• соответствие методологии и соглашению в целом;
• соответствие нотациям инструментальной среды;
• непротиворечивость или взаимоувязанность;
• ясность и понятность заказчику;
• полнота или вариативность;
• достаточность для формирования требований к системе.
Рассмотрим более подробно каждый их них.

Соответствие методологии и соглашению в целом говорит о том, что модель должна соответствовать архитекторе, приведенной в методике.
Соответствие нотациям инструментальной среды подразумевает синтаксическую и семантическую корректность.

Полнота БМ – это содержание не только текущих процессов, но и процессы, которые подразумеваются (допустимые процессы).
Непротиворечивость – БМ должна быть согласована с другими объектами: документы, события, работники системы и тд.

Достаточность — БМ должна быта иметь в своем составе все необходимые объекты для функционирования разрабатываемой или внедряемой системы.
Ясность должна обеспечивать понятность не только владельцам системы, но и её исполнителям.[3]

Методика оценки качества моделей БП позволяет:
1. Оценить качество моделей БП путем оценки степени соответствия приведенным критериям.
2. Строить возможные варианты выполнения БП с учетом возможностей для их улучшения.

3. Исключить из рассмотрения варианты с неудовлетворенным качеством при моделировании БП.
Любая модель есть лишь отражение на¬ших знаний о реальном процессе.

Мы моделируем состояние про¬цесса, то есть описываем последовательность действий и преобразований, которая реально происходит на объекте, а не знания о них субъектов на объ¬екте.
Для полноты мысли можно привести простой пример.

Начальник на предприятии не может описывать процесс производства, так как он только представляет, как все это происходит. На самом деле более подробно может описать процесс производства только работник, который непосредственно занят этой деятельностью.

Для адекватности и полноты модели необходимо пройти все уровни на производстве и произвести соответствующие декомпозиции.
Процесс представляет собой последовательность действий, но это последовательность может иметь разный ход развития.

Поэтому надо учитывать все возможные ситуации, даже те, которые могут влечь за собой разветвление процессов. Так же не стоит забывать и о пересечении процессов. При этом пересечение должно сопровождаться таким критерием, как непротиворечивость.[5]

Методы достижения качества моделирования БП:
- Наличие системного архитектора;
- Процедура независимого рецензирования БП сторонними бизнес – аналитиками;
- Тестирование моделей БП направленное на поиск типичных ошибок. Примерами таких ошибок является:
a) Создание информационных объектов не используемых в дальнейшей деятельности;
b) Отсутствие или неполнота информационных объектов;
c) Дублирование информационных объектов, а как следствие несогласованность.[4]

Одним из способов оценки качества БП является анализ сцепления реализу¬ющих его бизнес — функций. Фактически, сцепление представляет собой меру взаимозависи¬мости бизнес функций.

Для составления идеальных БП сцепления должны быть минимизированы, то есть функ¬ции должны быть слабо зависимыми. Фактически понятие сцепления обобщает механизмы передачи пара¬метров между компонентами и является лишь одним из критериев оценки каче¬ства разбиения БП на составные части: он оценивает, насколько хорошо входя¬щие в него бизнес — функции отделены друг от друга.

Другим критерием оценки качества расчленения БП является критерий связности, контролирующий, как сгруппированные в одной функции действия связаны друг с другом. Связность — это мера прочности соединения функцио¬нальных и информационных объектов внутри одной бизнес — функции.

Размещение сильно связанных объектов в одной и той же функции уменьшает межфункциональ¬ные взаимосвязи и взаимовлияния.
Сцепление и связность являются двумя взаимозависимыми метриками качества разбие¬ния процесса на части — связанность часто определяет качество ее сцепления с другими функциями.[3]

И только теперь, когда необходимый уровень качества отдельных БМ будет достигнут, можно говорить о построении интегрированной БМ ком¬пании, которая и будет положена в основу ТЗ на проектирование системы.
Техническое задание на разработку системы — это прежде всего отражение моде¬ли бизнес-процесса на модель создания системы, а не наоборот.

Поэтому сначала вы¬полняется описание БП, потом построение интегрированной БМ, и только потом формирова¬ние технического задания на проектируемую систему.
Литература:
1. Руководство качеством проектов. Практический опыт/ Владислав Ильин. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.

2. Либерзон В. И. Основы управления проектами. — М., 1997.
3. Ильин В. В. Моделирование бизнес – процессов. Практический опыт разработчиков.- М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2006. – 176 с.

4. Кальянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес – процессов, М.: «Синтег», 2000 г.
5. Слиньков Д.В. Бизнес моделирование для внедрения ИСУ предприятия.

Директор ИС, №3, 2001 г.

Другие светильники этого типа:

9 comments to Обеспечение качества моделирования бизнес – процес

  • admin

    «Слышала, что есть в продаже кусты черники. у кого-нибудь есть опыт выращивания подобных растений на садовых участка?

  • admin

    «Поздравляю с завершением! Настроение у дома есть, а это важней всего.

  • admin

    «Лена, спасибо! Сейчас позвоню.

  • admin

    очень интересная идея с камерами)) Да и зоопарк не идет в сравнение с нашими, к сожалению… красивые зверюшки)))»

  • admin

    Посмотрела вашу планировку — без комментариев, т.к. вообще в этом не разбираюсь :)) На мой взгляд, для 4 человек годится, особенно ниша понравилась в детской для кровати, у нас ее, понятное дело, не получилось :)

  • admin

    Ну гостевые сервизы (если у вас бывают гости) — тут все ограничивается вашей фантазией и кошельком :)»

  • admin

    Например. Материал гранит Абсолют Блек (Китай)стоит в среднем по Москве 3500 -4000 рубл/м2