Серия светильников  ~~~

Муранское стекло

03.02.2014
Муранское стекло

Муранское стекло можно смело назвать культовым материалом. Талантливые мастера создают из него настоящие шедевры — кубки, бисер, вазы, бусы, стаканы, блюда, украшенные стеклянными гирляндами люстры и зеркала.

При этом используется масса приемов украшения изделия, что поражает виртуозностью и тонкостью техники и радует разнообразием красок.
Историю венецианского стекла нельзя назвать добродушной сказкой о затейливом народном промысле.

Больше всего она напоминает полную страстей драму, в которой творческие самолюбия тесно переплетаются с непримиримым желанием венецианцев стать монополистами в европейском стеклоделии. Впервые изделия венецианских стеклодувов появились в мире почти тысячу лет назад.

На протяжении своей десятивековой истории стеклоделие Венеции прошло через бурную эволюцию, громкую славу, времена забвения и новый всплеск развития.
Все началось в стенах монастыря.

Тысячу лет назад бенедиктинские монахи решили разливать свой знаменитый ликер в стеклянные бутылки. Помогали им в этом беглые византийские стеклоделы, которые нашли приют в этом монастыре и поделились секретами своего мастерства.

Опыты по выплавке стекла стали первым шагом на пути расцвета ремесла. Изделия, выполненные венецианскими мастерами, стали цениться на вес золота, что обеспечивало казне немалую прибыль.

Изначально мастерские располагались в Венеции, где большая часть построек была деревянная, и существовал риск возникновения пожара от связанного с огнем производства. В целях безопасности в XIII веке решением правительства стекольные мастерские были перенесены на остров Мурано.

Благодаря чему венецианское стекло и получило еще одно свое название — муранское.
В истории этого чудесного стекла было немало драматических моментов. Правительство Венеции полностью монополизировало производство стекла, чтобы не делиться доходами.

Однако охотников за секретами это не останавливало. Мастеров с острова Мурано не раз переманивали в другие страны и обещали им достойные заработки. В Венеции разглашение секретов производства каралось смертной казнью.

Все, кто согласился уехать с острова и работать в других странах, погибали в дороге при таинственных обстоятельствах и секреты мастерства уносили с собой в могилу.
Смертельная конкуренция завершилась выходом в свет книги Искусство стекла, в которой была подробно описана технология производства.

Благодаря ей вся Европа получила возможность производить продукцию в венецианской манере. Однако, как показала история, одних знаний недостаточно для получения изделий, которые являются уникальными по красоте. Многие знают ноты, и только единицы могут сочинять музыку.

Вековые художественные традиции, которые оттачивало не одно поколение мастеров, и индивидуальный авторский почерк можно разглядеть на всех изделиях, выполненных из муранского стекла, начиная со скульптур и заканчивая любимыми туристами со всего мира булавками и бусами.
Почему муранское стекло ценится даже в наше время?

Секрет уникальности этих изделий состоит в необычном методе производства. В упрощенном варианте современная технология изготовления представляет собой процесс расплавления кварцевого песка, которое затем выливают на зеркальный слой гладкого олова.

Вся технология полностью автоматизирована и происходит в специальных помещениях. В результате получается идеально гладкое и такое привычное нам стекло.
Несмотря на развитие технологий, настоящее муранское стекло производится только ручным способом.

За счет дыхания мастера стекло оживает и становится воздушным и легким. Инструмент мастера — это железная трубка, которая на треть состоит из дерева, чтобы не обжечь руки.

На одном конце находится мундштук, на другом — утолщение, по форме напоминающее грушу, необходимое для набирания стекла. Конец выдувальной трубки нагревают и погружают в раскаленную стеклянную массу. Она легко пристает к трубке в виде горячего кома.

Вынув ее из печи, мастер сразу же начинает дуть в нее в мундштук на противоположном конце. В раскаленном стеклянном коме образуется полость, размер которой становится больше от вдуваемого в нее воздуха.

Таким способом можно сделать абсолютно любое изделие, начиная с мелкой стеклянно посуды, заканчивая зеркальными стеклами. Отметим, что железная трубка не претерпела никаких усовершенствований и в настоящее время выглядит, как и тысячу лет назад.

Живое человеческое дыхание наделяет все изделия муранских мастеров эмоциональностью и притягательностью, что придает поверхности и форме неповторимость и уникальность, что стало бы невозможным без разнообразия техники декорирования стекла и его оттенков.
Прославились муранцы в первую очередь благодаря стеклянной вити (филиграни).

При отделке стеклянной витью на изделие наносятся тонкие белые нити, выполненные из опалового стекла. Их спирально скручивают, благодаря чему получаются разнообразные сплетения. Еще одним отличием муранских изделий является техника миллефиори (тысяча цветов).

Она подразумевает вплавление в наружную поверхность стекла мелких пластинок, которые образуют пестрый цветок. Все производство этого красивейшего стекла было окутано тайной.
Для получения цветного стекла используются окиси цветных металлов.

Окись меди придает красный или зеленый цвет, окись железа — зеленый цвет. Примесь золота дает рубиновый оттенок, а с помощью кобальт получают синий цвет. Знаменитое cristallo — прозрачное венецианское стекло — отличается легкостью и хрустальной радужной игрой света.

Непрозрачное белое стекло молочного оттенка получается в результате добавлении окиси олова. Агатовому стеклу свойственно огромное разнообразие окраски и узора, которые состоят из различно окрашенных и расположенных слоев.

Мастера рода Миотти получили в начале XVII века отшлифованное стекло с бесчисленными мерцающими и блестящими точками. Оно производит поразительный световой эффект, за что и получило название авантюриновое.

Оно получается в результате добавления в стеклянную массу меди, которая кристаллизуется, когда стекло полностью остынет. Нельзя оставить без внимания изделия, украшенные узором кракелаж. Его получают в результате погружения выдуваемого предмета в холодную воду.

При этом внутри него температура остается высокой. Внешняя поверхность стекла под воздействием воды покрывается мелкими трещинками, которые так там и остаются, придавая изделию своеобразный узор.

Выполненные в технике пулегозо вазы производят незабываемое впечатление. Сначала раскаленное стекло погружают в воду, а затем мгновенно переносят его в печь. Внутри стекла образуются пузырьки воздуха, которые создают эффект закипания застывшего стекла.

До наших дней дошли изделия, относящиеся к середине XV века. К этому времени сформировались устойчивые формы стеклянных сосудов, которые впоследствии стали эталоном для нескольких поколения муранских мастеров — кувшины яйцевидной формы с элегантно изогнутой ручкой и коротким горлышком; стаканы в виде воронки на низкой конической ножке; вместительные блюда и чаши больших размеров на крепких ножках; сосуды для напитков в виде позднеготических кубков.

Все эти изделия производились в огромном количестве на острове Мурано. И цветные и прозрачные стеклянные предметы были украшены наваренными цветными или окрашенными элементами — масками, розетками, выпуклостями в форме пузырей или капель.

Краям сосудов придавали изогнутый или волнистый вид. Также в качестве украшения могли быть использованы птичьи крылья, гребешки, звериные лапы, хвосты и т.д.
К XVI веку муранское стекло завоевало мировую славу.

Средневековым мастерам удалось достичь невероятной тонкости изделий, которые порой производили впечатление невесомости, а чистота и прозрачность стеклянной массы просто поражала. В Россию предметы из муранского стекла впервые завезли еще в допетровские времена.

У нас пользовались спросом зеркала и стеклянные сосуды.
В наши дни на острове Мурано продолжают открываться новые фабрики и заводы, недавно завод производящий пластиковые окна Rehau стал использовать муранское стекло.

Также существует немало заводов, которые занимаются производством недорогих сувениров, которые привозятся к нам под видом эксклюзивного муранского стекла, что позволяет торговать ими по немыслимым ценам. Чтобы не быть обманутым, следует помнить, что эксклюзивное стекло производят только несколько заводов на острове, например SEGUSO VIRO, FORMIA.

Муранские мастера всегда подписывают, пронумеровывают и сертифицируют свои изделия. Цена на них может быть беспредельной.
Благодаря морю и солнцу, венецианское стекло приобрело блеск, яркость, неповторимые цвета и изменчивость.

Оно всегда будет желанным приобретением для коллекционеров и знатоков, которые ценят его за создаваемую им атмосферу праздника. Предметы, созданные мастерами из Мурано, могут украсить и современный интерьер. Они привнесут в него тайну и очарование прошлых лет.

Другие светильники этого типа:

5 comments to Муранское стекло

  • admin

    А то-что окна на юг здорово!

  • admin

    «вот и я об этом: руку подать на выходе из транспорта, место уступить — это ж элементарно, никакой не подвиг… и закладывается в самом раннем детстве…

  • admin

    Как доберусь до ф/а, результат покажу.»

  • admin

    Для полистирола характерны легкость переработки, хорошая окрашиваемость в массе и очень хорошие диэлектрические свойства. Полистирол легко растворим в собственном мономере, ароматических и хлорированных углеводородах, сложных эфирах, ацетоне, не растворим в низших спиртах, алифатических углеводородах, фенолах, простых эфирах. Обладает низким влагопоглощением, устойчив к радиоактивному облучению, в кислотах и щелочах, однако разрушается концентрированной азотной и ледяной уксусной кислотами. Легко склеивается. На воздухе при ультрафиолетовом облучении полистирол подвергается старению: появляются желтизна и микротрещины, происходит помутнение, увеличивается хрупкость. Термодеструкция начинается при 200 °С и сопровождается выделением мономера. Полистирол не токсичен.