Скандальные музеи: что будет с ЦДХ и Третьяковкой?

04.06.2013

Скандальные музеи: что будет с ЦДХ и Третьяковкой?

13 февраля закончился общественный просмотр проекта перестройки ЦДХ и Государственной Третьяковской галереи. Судя по реакции «просмотревших», проект произвел впечатление. Но отнюдь не то, на которое, вероятно, рассчитывали его создатели.

Первое и основное возмущение вызвало утверждение, что согласно Закону об общественных слушаниях, выразить свое согласие или несогласие с проектом перестройки одного из самых значимых культурных центров страны могут лишь жители района, где этот центр находится, и работающие поблизости люди.

Что ж, своеобразие российских законов общеизвестно… В отличие от самих российских законов. Что подтверждалось и недоумением, которое вызывало у пришедших утверждение о том, что любое их мнение, будь они хоть трижды зарегистрированные якиманские жители, никак не повлияет на сам факт перестройки.

Единственное, чего можно добиться, – пересмотра отдельных деталей проекта. При этом никто не смог объяснить, что же будет после такого пересмотра: повторные «слушанья» или сразу строительство. На этот вопрос ни один из присутствующих на мероприятии чиновников внятного ответа не дал.

Впрочем, и сам представленный на суд жителей «проект» вызывал больше вопросов, чем ответов. Понятно, что «пятно застройки» – это не архитектурный проект, но то, что было нарисовано на показанных в фойе Третьяковки схемах, было настолько малоинформативным, что ничего кроме возмущения вызвать и не могло. В конце концов, когда тебе предлагается высказать мнение о чем-то, важно и нужно знать «о чем».

Бесспорно, на плакатах и схемах показано, что парк «Музеон» сократится. И это не радует. Слишком мало в столице зелени, чтобы вот так беспечно отрезать от нее куски в угоду непонятной стройке.

Так же вполне определенно можно увидеть, что из зданий ЦДХ и ГТГ делают широкий забор для отделения нового семнадцатиэтажного коммерческого гиганта (кстати, никак не детализированного, ни в плане внешности, ни в плане его будущего предназначения) от экологически неблагоприятного Садового кольца. То, что сокровищница русского искусства будет обращена окнами на поток машин, как-то никого из проектировщиков и чиновников не волнует.

Точно так же, как не волнует и то, что под музеями запланирован обширный подземный паркинг, присутствие которого под хранилищем художественных ценностей не только странно с точки зрения элементарной логики, но и недопустимо с точки зрения даже наших несовершенных законов. Видимо, Москомархитектура ограниченно знакома с законодательством, так же как и простые московские граждане.

В газете «Якиманка» было опубликовано интервью с главным архитектором Москвы Александром Кузьминым, где он утверждает, что стройка затеяна исключительно по многочисленным просьбам работников ГТГ и ЦДХ. Конечно, какой же культурный человек откажет музею?

Но вот отвечает ли сделанный проект чаяниям музейщиков? Судя по их реакции – нет.

Вот список претензий, выставляемых к данной «городской заботе» самими работниками Третьяковки:

1. Не реализована задача отделения ГТГ и ЦДХ. Они располагаются практически вплотную. В существующем предложении приоритет отдается ЦДХ – активной коммерческой структуре.

Здание Третьяковской галереи практически загнано под Крымский мост и зрительно зажато между опорами моста и семнадцатиэтажным «инвестиционным проектом» неизвестного назначения.

2. В предполагаемом месте строительства наблюдается превышение уровня загрязнения воздуха (3ПДК), допустимых шумовых норм (больше 52ДБА). Интенсивное движение транспортных потоков создает повышенную вибрацию. При углублении строительства возникает риск подтопления.

3. Отсутствуют внятные предложения на предмет организации подъезда большегрузного транспорта, осуществляющего перевозки музейных экспонатов.

Ну и конечно же:

4. Упрямо навязывается незаконный подземный паркинг.

К кратко сформулированным неудовольствиям работников музея можно добавить еще и неудовольствия жителей района. Это, во-первых, сокращение зеленой зоны, а во-вторых, закономерные ожидания увеличения потока машин, которые поедут не только в загадочное здание посреди парка, но и в торговый центр (Да-да!

Под пунктом 5 на схеме скрывается именно он, спрятанный от глаз москвичей под Садовое кольцо, между ЦПКИО и входом в будущую ГТГ). Это если не считать пяти, а то и десяти (по нынешним кризисным временам) лет стройки, обеспечивающей и жителей, и музеи постоянным грохотом, грязью и пылью, а парк «Музеон» перечеркивающей на время строительства полностью.

Кстати о строительстве и кризисе: кто тот загадочный инвестор, который в столь тяжелые времена смог заинтересоваться масштабным проектом на «золотой» земле? На этот вопрос тоже нет ответа, хотя понятно, что без «адресата» такие проекты не делают.

Примечательно, что в недавнем прошлом был разработан план реконструкции части здания, принадлежащей ЦДХ, по нему вместо имеющихся сейчас 24 тыс. кв. м Дом художника мог бы получить до 45 тыс. кв. м. И обошлось бы это в сумму около $350 тыс. План реконструкции был представлен на рассмотрение и отклонен.

Нынешний, всячески продвигаемый, план стоит несколько миллиардов долларов. Но пока это никого не останавливает. Впрочем, ходят слухи, что за этой строительной «инициативой» стоит лично первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Но, даже имея таких высокопоставленных оппонентов, можно и должно что-то делать. Для жителей района еще одним шансом может служить последний этап общественных слушаний – намеченное на 24 февраля общее собрание (регистрация участников с 17:00, собрание с 18:00.), на котором можно будет высказаться перед телекамерами и свидетелями.

А остальные, пока суд да дело, собираются на митинги под стенами музея и пишут письма с обращениями к президенту как к последней инстанции в этом «внутрирайонном» споре. «Собственник» продолжит следить за событиями вокруг музеев, не по своей воле ставших скандальными.

«Собственник»

Другие светильники этого типа:

1 comment to Скандальные музеи: что будет с ЦДХ и Третьяковкой?

  • jmDream

    подождите немного :) мне положили паркет, до лета полежит, ну чтобы целый год, тогда видно будет. обязательно поделюсь опытом. клали российский штучный из майкопа. геометрия хорошая. положили паркет, пошкурили, пыль смешали со специальной жидкостью БОНА на водной основе, прошлись по всему полу, втирая в стыки, чтобы даже невидимые глазу щелочки затереть. высохло, пошкурили, пропылесосили, покрыли грунтовочным лаком на водной основе. он более упругий, так надо :), затем 3 слоя обычного лака бона двухкомпонентного на водной основе. паркет клеили на финский клей kilto, на фанеру 12 мм, паркет толщиной 15 мм, плашки не слишком широкие, смешанного распила без сучков. паркет дома лежал 10 дней. Чем шире плашка паркета, тем более вероятно появление щелей, потому как стыков становится меньше, а площадь усадки = площади помещенияЮ поэтому, изобретать велосипед не стала. я считаю, что массив надо класть из дерева тропического, очень стабильного и твердого, чем менее стабильна порода, тем мельче плашка по площади. ну и толщина. чем больше площадь. тем больше толщина плашки. Подоконники мне, например сделали толщиной 5 см из дуба. извините за нестройность фраз, мало времени красиво писать. :)