Значительное увеличение объемов строительства в России позволило археологам провести раскопки в исторических центрах многих российских городов, о чем ранее им приходилось только мечтать, сказала в интервью РИА Новости старший научный сотрудник Института археологии РАН Ася Энговатова.
Она возглавляет в институте отдел охранных раскопок — так называют раскопки предшествующие началу строительных работ. Согласно закону об охране памятников, любым строительным и подземным работам в районах, где есть культурный слой, должны предшествовать археологические раскопки. Оплачивать их должен застройщик.
Бум работ, связанных со спасательной археологией, связан, прежде всего, с экономическим ростом. В центрах исторических городов десятилетиями не велись строительные работы. Теперь практически все исторические города начинают застраиваться, — сказала Энговатова.
Это связано с привлекательностью для инвесторов центров городов, это наиболее дорогие участки, и, соответственно, они всеми правдами и неправдами стремятся туда попасть, пробивают все заслоны административные, архитектурные. А дальше уже археологи стоят перед необходимостью проводить работы, — добавила она.
Энговатова пояснила, что если разрешено строительство в городах, где есть культурный слой, то оно обязательно должно предваряться либо сопровождаться спасательными археологическими мероприятиями, что предусмотрено законом об охране памятников, принятом в 2002 году.
Говоря об объемах охранных раскопок, Энговатова отметила, что из полутора тысяч открытых листов (разрешений на археологические раскопки) более 60-70% выдаются на работы, связанные с охранными археологическими исследованиями.
Благодаря охранным раскопкам ученым удается совершать крайне интересные открытия, отметила собеседник агентства.
В нормальной ситуации, без застройки, мы с трудом бы доказывали необходимость проведения работ на этих участках. В конечном итоге археологам дали бы провести небольшие работы, но в результате строительства иногда удается найти удивительные вещи, — сказала она.
В частности, в 2008 году во время раскопок на месте будущего жилого квартала в центре Владимира, в подполе сгоревшего во время татаро-монгольского разорения здания был найден склад необработанного янтаря — около 180 килограммов.
Это самый крупный клад янтаря, когда-либо найденный в нашей стране. Никто не мог предположить, что в то время экспорт янтаря имел подобные масштабы, — отметила собеседник агентства.
Благодаря охранным раскопкам на территории Кремля древнего города Ярославля ученым удалось проследить последствия монголо-татарского разорения этого города.
Удалось обнаружить коллективные захоронения людей, женщин, детей со следами рубленых ран на черепе, сваленных вповалку в ямы, подполы домов. Все это свидетельствует об ужасающем разорении Ярославля, о чем прежде была известна только строчка в летописях, что он во время монголо-татарского нашествия в 1238 году в числе других городов был взят , — сказала Энговатова.
Мы, благодаря именно охранным раскопкам, теперь четко понимаем, что город был уничтожен в тот момент полностью, включая всех жителей — и женщин, и детей. Более полугода, все эти трупы лежали незахороненными, и уже потом происходили такие санитарные захоронения, — добавила она.
Вместе с тем, собеседник агентства отметила, что археологи сталкиваются с трудностями при взаимодействии со строительными организациями.
В частности, археологические работы требуют длительных сроков, так как это ручная работа, вся земля на месте раскопок зачастую просеивается, промывается, раскопки сопровождаются точной фиксацией находок и сооружений.
Кроме того, археологи работают только летом. Стройкомплекс работает круглогодично, а в археологии очень четко выражено понятие полевого сезона и какие-то периоды, зимой, например, при мерзлом грунте проводить работы, археологические, тонкие, ручные, можно, но только в специальных ангарах-тепляках, а это очень дорогостоящие вещи, — пояснила Энговатова.
Она также отметила, что за границей власти уделяют значительное внимание сохранению археологического наследия. В частности, в Турции было остановлено строительство крупного порта ради археологических раскопок.
Крайне важную для экономики Турции народно-хозяйственную стройку заморозили на несколько лет, дали возможность международной экспедиции провести нормальные работы. Не очень богатое правительство Турции понимало, что это его национальное достояние, — отметила Энговатова.
«Делаем ремонт, в спальне хотим задействовать следующие цвета: кровать и пуфик белые, шкаф и комод — венге в сочетании с дуб молочный, ковролин молочный, шторы: теневые — венге, тюль — белая или молочная, обои белые, на стене, к которой кровать будет стоять изголовьем обои белые с черным рисунком (эти обои во вложении). Как считаете возможно ли такое сочетание цветов?
Заранее спасибо. Света»
Чуть дороже,чем Тезоро,потому что новинка,но в 150 тыс.уложимся. предоплата 30%.
- окном в нашей спальне (но хотелось бы все таки иметь какие-нибудь световые панели, фрески, что-нибудь, что хоть как-то пропускает свет)
«
«Я в Прибалтике не была, к сожалению. Сравнить не могу. Расскажите/похвалитесь.))))
«А что, цвета тёплые, хотя есть небольшое ощущение хаотичной расстановки.
«Здравствуйте. Выкладываю свой проект 2-х этажного дома на Ваше рассмотрение. Оцените пожалуйста, долго бились но кажется чтото получилось.Это не совсем что нам хотелось, но по другому никак. У нас узкий участок, поэтому пришлось помучиться. Выход на улицу только с торца. Окружен соседями с трех сторон. Есть пара вопросов,если можно ответьте на них. Заранее спасибо.