Потребительский взгляд на краску

04.07.2013
Потребительский взгляд на краску

Вододисперсные краски появились сравнительно недавно, но уже сегодня очевидно, что потребители ими очень заинтересовались. История этого типа краски не так стара, как многовековая летопись масляных красок.

В нашей стране вододисперсные красители появились вообще в конце 50-х годов двадцатого века. Состоят эти краски из взвеси полимеров в воде, которая совмещена с красителем.

Самым первым и очевидным плюсом этого материала является удобство в обращении с ним — эти краски не требуют растворителя, а разбавлять их можно простой водой. Это очень важное свойство, потому что и испачканные краской руки, и инструменты, которыми она наносилась, тоже не составит труда отмыть под струей воды.

Такую краску отличает эстетичный внешний вид, а возможность ее колеровки позволяет добиться необходимого цвета. Дополнительным плюсом некоторых видов такой краски является их химическая структура, позволяющая окрашенной поверхности дышать, что способствует созданию положительного влияния на микроклимат помещения.

Правда, не стоит думать, что этот материал лишен недостатков. К числу таковых относится, например, то факт, что окрашенная такими красками поверхность пачкается быстрее, чем окрашенная алкидными эмалями.

Правда, благодаря высокой влагостойкости краски это не такая уж серьезная проблема — грязь всегда можно отмыть. К тому же вододисперсная краска обладает таким неоспоримым достоинством как быстрота высыхания.

Чтобы пыль перестала приставать к поверхности краске требуется просохнуть в течение 30-60 минут, а для полной готовности слоя требуется всего 12 часов.
Правда недостаточная стойкость покрытия из водоэмульсионки не позволяет применять эту краску для покрытия, например, полов.

К недостаткам так же можно причислить и то, что в основном вся краска на водоэмульсионной основе выпускается в белом цвете. Правда, эту трудность легко устранить, получив нужный оттенок при помощи специальных пигментных концентратов.

Алкидные эмали гораздо менее экологичны, но по-прежнему привлекают покупателя широчайшей палитрой цветов и оттенков, а так же большей устойчивостью к различным воздействиям. После высыхания они образуют весьма прочную пленку, которую без труда можно мыть в случае загрязнения.

Весьма спорным, но все же достоинством краски является тот факт, что по степени блеска она может относиться и к глянцевым, и к матовым покрытиям. Из недостатков алкидных эмалей стоит назвать низкую паропроницаемость, неприятный запах (до высыхания), а так же большой период высыхания — до 3 часов высыхания до состояния отлипа и около суток до полной готовности покрытия.

В качестве связующего в составе таких эмалей содержится либо пентафталевый, либо глифталевый алкидный лак, растворитель (обычно уайтспирит), сиккативы (вещества, ускоряющие сушку), а так же пигменты. Рабочая вязкость и укрывистость — вот основные показатели материала.

Укрывистость отражает расход краски на окрашенный квадратный метр поверхности, а вязкость оказывает воздействие на качество окраски. Если, например, краска слишком густая, то на поверхности остаются отпечатки от кисти, а если чрезмерно жидка — подтеки.

Чтобы развести слишком густую эмаль используют растворитель, но при этом возникает риск смены тона краски. Чтобы нейтрализовать эту проблему, краска наносится в два слоя, где первый — разбавленный, а второй нет.

При помощи грунтовки и шпаклевки можно подготовить практически любой материал для окраски алкидными эмалями.
Единственным плюсом масляных красок перед алкидными или вододисперсионными может являться только их низкая цена.

В остальном же они проваливаются перед алкидными эмалями по твердости пленки, не говоря уже о декоративных свойствах и чистоте цвета, а вододисперсионной краске они уступают по водостойкости и стойкости к износу. К тому же краски на масляной основе очень долго сохнут.

По своей структуре эта краска похожа на алкидные эмали, только использует в качестве связующего олифу, которую изготавливают на основе натуральных масел, например, подсолнечного. Качество олифы во многом определяет и качество краски.

Правда не стоит питать иллюзий на счет долговечности такого связующего — олифа подвержена воздействию ультрафиолета и со временем разрушится от солнечных лучей.
Связующим масляной краски выступает масло. В процессе окисления оно высыхает.

Для этих целей чаще всего применяется олифа на льняном масле, само льняное масло, масло-насыщенная алкидная смола, а так же смеси различных масел. Льняное масло является низкомолекулярным связующим, что позволяет ему хорошо проникать в древесину, создавая плотную, не проницаемую для влаги пленку.

Отличительной чертой красок на льняном масле является высокий сухой остаток. Обусловлено это тем, что связующее этих красок не требует растворителя, а значит, содержит крайне малое количество летучих веществ.

К числу положительных сторон масляной краски причисляют небольшой расход и высокую степень наполняемости. Такие краски отлично подходят в качестве грунтовок в случае обработки досок перед окраской и иных ситуациях.

В зависимости от образующего пленку вещества, ГОСТ предусматривает масляные краски следующих марок:
1. ГФ-023 — на глифталевой олифе;
2. МА-021 — на натуральной олифе;
3. МА-025 — на комбинированной олифе;
4. ПФ-024 — на пентафталевой олифе.

Если в составе масляной краски содержится только один красящий пигмент, ее уже называют по наименованию красителя: охра, сурик и т.п. существуют так же дополнительные индексы, применяемые для обозначения ряда материалов. Их размещают между аббревиатурой основы и определяющим условия применения и назначение кодом.

Например:
Б — без летучего раствора;
В — для водо-разбавляющих;
ВД — для водоэмульсионных (воднодисперсных);
ОД — для органодисперсных;

П — для порошковых;
Масляные краски маркируются не порядковым номером, а цифрой, определяющей олифу, на которой она изготовлена:
1 — Натуральная;
2 — Оксоль;
3 — Глифталевая;

4 — Пентафталевая;
5 — Комбинированная;
Стандартные емкости, в которые расфасовывают готовую краску, имеют объем от 0,5 до 3 литров.

На этикетке обязательно должны наличествовать указания о цвете краски, ее назначении, а также норма расхода при покрытии в один или два слоя, используемые разбавители и некоторые другие сведения. Указаниям на этикетке нужно уделять большое внимание и неукоснительно их выполнять.

Лакокрасочные материалы подлежат очень строгой классификации и должны строго соответствовать нормам ГОСТ, поэтому к описанию некоторых видов масляных красок нужно подходить с аккуратностью. Например, по ГОСТовской классификации масляные краски не обладают собственными названиями.

Они обозначаются буквенно-цифровыми аббревиатурами, в зависимости от сферы применения. Такие аббревиатуры мы уже рассматривали выше. Выбор необходимой масляной краски осуществляется в несколько этапов.

На первом определяется назначение краски, далее определяется предпочтительный производитель. На этом этапе важную роль играет ценовой фактор.

Другие светильники этого типа:

5 comments to Потребительский взгляд на краску