Цветовое оформление интерьера.

21.02.2013

Цветовое оформление интерьера.

В современном интерьере огромную роль играет форма предметов, которые в нем находятся, их цвет и размер. Цвет может даже придать интерьеру дополнительный визуальный объем.

С другой стороны, цветовой тон, свойства и возможности цвета не только создают оригинальную атмосферу, но и способны менять форму самого помещения и находящихся в нем предметов. Все цветовые решения, контрасты и сочетания нужно учесть еще на стадии проектирования интерьера дома или офиса, чтобы правильно организовать освещение.

Оформление поверхности цветом
Форму плоской поверхности можно выделить равномерной окраской одного цвета, ярким цветным контуром либо контрастным по отношению к прилегающим поверхностям цветом.

Также можно разными способами разделять плоские поверхности, визуально изменяя их вид и размер. Если сделать фактуру цветовой поверхности блестящей, то из-за зеркального отражения света и бликов восприятие самой плоскости и ее цвета изменится.

Можно также растянуть цветовой фон по высоте или по ширине плоскости, разрядить или, наоборот, сгустить интенсивность цвета, что также изменит плоскость в вертикальном или горизонтальном направлениях, сделает ее легче или тяжелее, добавит динамичности. В сложном, переливающемся пространстве, характерном для современного интерьера с перепадами высот и уровней, форма ограждающих поверхностей должна иметь сложное, динамичное, многоугольное очертание, в отличие от традиционной неподвижной формы квадрата или прямоугольника.

Приданием усложненной форме насыщенного фактурного цветового тона, усилением контраста между полом и потолком, между плоскостями стены, можно подчеркнуть ее характер и четкость границ. И, наоборот, можно добиться обратного эффекта, то есть ослабить, размыть границы, используя неопределенный, плоский цвет и никак не выделяя смежные плоскости.

Все приемы, позволяющие расчленить потолки и стены, при всем их разнообразии (выступами, нишами, проемами, встроенным оборудованием, границами отделки), можно сгруппировать следующим образом:
* Гладкие одноцветные нераздельные поверхности обычно создаются в помещениях небольшой площади. При этом обязательно маскируются все швы.

* Пол с направляющими движение полосами разделяет пространство, позволяя обозначить отдельные функциональные зоны, также такой прием подчеркивает глубинность помещения.
* Пол с орнаментом придает интерьеру особую декоративность.

* Пол со свободным рисунком подчеркивает оригинальность, необычность пространства.
Известно множество способов визуального изменения плоскости, сложнее эти изменения сохранить.

Цветовая целостность или разделенность потолков, стен и полов влияют на ощущение величины пространства, его масштаба. Например, яркий крупный рисунок пола способен зрительно уменьшить его площадь, как и площадь всего пространства.

И наоборот, светлая мелкофактурная окраска визуально увеличивает пространство. Насыщенность, фактурность цветов может изменять размеры поверхности, усиливать впечатление легкости или тяжести.

Темная поверхность всегда будет казаться меньше своих действительных размеров, насыщенный темный цвет визуально утяжеляет плоскость. И, наоборот, поверхность, выполненная в светлых тонах, расширяет пространство, делает его легче и просторнее.

Большие цветовые плоскости, такие как пол, стены, потолок воспринимаются активно и в поле зрения находятся практически постоянно, поэтому их лучше оформить не очень насыщенными тонами. Цвет стен чаще всего служит всего лишь фоном для предметов, которые находятся в помещении, поэтому лучше, если он будет нейтральным.

Такая нейтральность фона неплохо сочетается с вещами различного цвета, оттеняет композицию предметов обстановки (драпировочных, обивочных, декоративных тканей, мебели, статуй, картин и т.д.). Для этого цвет стен должен дополнять и подчеркивать цвет предметов, доминирующих в помещении.

А вспомогательные поверхности (окна и двери, опоры, ткани, перегородки, мебель и оборудование) лучше окрашивать в средне-насыщенные фактурные тона. Соотношение всех цветов в оформлении интерьера должно подчеркивать их целостность и единство, одновременно не давая каждому из них потерять свою выразительность.

Площадь цвета должна быть тем меньше, чем больше его яркость и насыщенность. Цвет обладает пространственными свойствами, которые позволяют визуально закреплять положение определенной плоскости в пространстве или зрительно его менять.

Одновременно изменяется представление о величине и форме пространства.
Цвет в пространстве интерьера
Обычно цвета размещают в соответствии с пространственной структурой интерьера.

От соотношения главной оси движения и размеров пространства зависит, будет форма восприниматься как динамичная или как статичная, и далее как фронтальная, центрическая или глубинная. Для создания статичного пространства применяют плотный, теплый, насыщенный, фактурный цвет на всю стену, от пола до потолка.

Единый цвет выделит значение стены, благодаря своей протяженности и непрерывности подчеркнет замкнутость, изолированность пространства.
Идея целостности и нераздельности пространства может быть выражена с помощью единого цвета стен, потолка или пола.

Цвет ограждающей поверхности пронизывает остекленные перегородки и объединяет смежные помещения либо внешнее и внутреннее пространство.
Чтобы связать интерьер с экстерьером и создать впечатление открытости внутреннего пространства, с нескольких сторон его замыкают стенами, используя в том числе цвет, а остальные застекляют от пола до потолка.

С помощью остекления в холлы и вестибюли вводят непривычные для внутреннего интерьера цветоносители — газоны, кустарники и даже наружное замощение. В этом случае возводят кирпичные стены в пустошовку или камнем грубого окола с помощью бутовой кладки.

Все вышеперечисленное справедливо для отдельного замкнутого помещения. В многокомнатном здании возможности цветового оформления интерьера гораздо шире, так как по мере движения из одного пространства в другое в цветовых впечатлениях происходит разрыв, они возникают в сознании по мере движения, то есть последовательно.

Если грамотно разместить цветовые акценты, а также интервалы между ними в сложном многокомнатном пространстве здания, можно добиться следующего:
* облегчить визуальное восприятие интерьера, сделать более ясной и наглядной общую структуру пространства, его масштаб, пластику, пропорции, ритм построения;
* представить как единое целое разные элементы пространства, подчеркнуть их связи;
* с помощью совмещения пространственных и цветовых акцентов выделить главное пространство, являющееся ядром композиции и созвучность ему других пространств, а также создать впечатление движения к центру, установить определенную последовательность восприятия пространства;
* обыграть структурные узлы — вертикальные и горизонтальные коммуникации, переходы, коридоры, лестницы и холлы;
* придать индивидуальность однообразной протяженности коридора, изменить представление о действительных размерах данного пространства, зафиксировать и выделить места поворота движения;
* создать акцент на характерных узлах и эффектных ракурсах.
* зрительно устранить неуместные архитектурные детали, а также придать пластическую выразительность пространству;
* подчеркнуть замкнутость или открытость пространства, его динамизм или статичность, симметричность или асимметрию, выявить фронтальность, центричность, или глубинность композиции;
* разделить единое пространство на смысловые или функциональные зоны;
* организовать траектории движения с нарастанием эмоционального напряжения по мере приближения к смысловому центру пространства.

Ритмическое развертывание пространства, также как и контрастная смена различных пространственных впечатлений подчеркивается светом и получает цветовое подтверждение
Влияние цвета на форму

Восприятие форм, составляющих интерьер, таких как колонны, строительные элементы, мебель, оборудование и т.д., также во многом зависит от цветового решения. Цвет может подчеркнуть величину и геометрический вид, усилить четкость восприятия формы.

В то же время при помощи цвета можно разделить форму, сделать акцент на главном в ней, затенив второстепенное. Цвет способен подчинить форму окружающему пространству или, наоборот, пространство — форме, объединить несколько форм или разделить их на группы, установив определенную связь между ними.

Выделить определенную форму из группы других, сделать центральной или, наоборот, незаметной, также возможно при помощи цвета. Путем целенаправленной группировки форм по цвету можно подчеркнуть особенности пространства или обеспечить целостность интерьера путем гармонизации его по цветопредметному признаку.

Например, усилить впечатление объемности и материальности стены можно путем окраски в один с ней цвет дверных и оконных откосов, проемов и ниш. Если те же детали сделать намного светлее стены, это лишит ее монументальности, сделает похожей на ширму или в лучшем случае визуально облегчит.

Носители цвета
При оформлении цветового решения интерьера его автор использует цвет, выраженный в форме определенного материала, лучше всего — природного.

Цвета природных материалов обладают богатыми и мягкими оттенками, гармоничны, многообразны по фактуре, с красивым рисунком строения. Узорчатое многоцветье просвечивающегося мрамора, теплота и причудливая слоистость древесины, многообразие цвета керамики, мягкое свечение витражей, благородная белизна фарфора — все эти материалы способны подарить совершенно разные цветовые ощущения.

Сочетания цвета, неудачные при окраске, вполне могут гармонично дополнять друг друга в композициях, составленных из природных материалов. Некоторые металлы имеют своеобразный цвет, поэтому, несмотря на небольшую цветовую гамму, их смело можно применять при оформлении интерьера.

Так, всем известно, насколько хорошо сочетаются желтая бронза и зеленый малахит. Неповторимыми являются красноватый цвет меди, белый или светло серый цвет серебра, цинка и алюминия, желтый цвет бронзы, золота и латуни.

Практически невозможно ошибиться в цветовом решении интерьера, если оно основывается на использовании цвета природных материалов и одного основного цвета, чаще всего белого. Качественные бумажные обои, обладающие мелкой сетчатой фактурой, способны создать красивые поверхности бархатных пастельных тонов.

Большими возможностями при оформлении интерьера обладают также керамическая плитка и облицовочный кирпич.
Цвета, получаемые путем добавления красящих составов, тоже имеют свои преимущества.

С их помощью можно получить огромное количество оттенков, кроме того, они экономичны и удобны. Только обращаться с ними необходимо крайне осторожно из-за высокой выразительности цветов.
Цвет материала
Между материалом и его цветом существует внутренняя связь.

Например, цвет кирпича, сукна, штукатурки воспринимается изначально плотным и материальным благодаря матовой, крупнозернистой, шероховатой поверхности этих материалов. Такие материалы
лучше всего соответствуют теплым цветам, таким как красный, коричневый, оранжевый, желтый, белый, позволяющим подчеркнуть фактурность поверхности.

Гладкие поверхности с глянцевой фактурой, окрашенные в холодные оттенки, такие как зеленый, синий, голубой, выглядят более воздушными, плоскими, почти нематериальными, расстояние до них бывает трудно определить. Это независимые, отступающие цвета, которые маскируют внутреннюю природу материала.

В наиболее декоративных видах камня — граните, мраморе, габбро, лабрадорите — полностью раскрыть природный цвет и структуру можно только с помощью зеркальной полировки. Матовая фактура поверхности армянских туфов выявляет их особую красоту и декоративность.

Чтобы сохранить причудливость и красоту рисунков ценных пород дерева, таких как карельская береза, карагач, орех, чинара, красное дерево и другие, необходимо обрабатывать различные срезы только прозрачным покрытием, сохраняющим природный цвет материала.
То, что фактура материала и его цвет тесно взаимосвязаны, наиболее красноречиво подтверждают как раз ошибки, допущенные в оформлении интерьера.

Грубо и уродливо выглядит старая бронза, подкрашенная масляной краской, облицовочный кирпич голубого цвета или розовая гранитная кладка из бута, чугунная капитель, отделанная золотой масляной бронзой, мягкий линолеум, имитирующий мрамор и т.д.
Цвет и функция предмета

Творческая свобода дизайнера ограничена только соблюдением оптимальной цветосветовой среды. Основные тона потолка и стен не должны выходить за границы средневолновой части спектра — это голубовато-зеленые, синевато-зеленые, зеленые, зеленовато-коричневые, зеленовато-желтые, желтые и золотисто-коричневые оттенки.

Вообще для потолка больше всего подходит белый цвет. Для полов же, наряду с основными, могут применяться и вспомогательные цвета, которые находятся в границах более широкого диапазона и включают группу синих и красно-золотистых цветов.

Что касается оборудования и мебели, то для того, чтобы дополнить основные и вспомогательные цвета, на площади размером до 10% возможно сделать акцент с помощью цветов полного спектра, за исключением фиолетовых и пурпурных.
В любом случае, необходимо следить за тем, чтобы цвет помогал выполнять функцию предмета, а не противоречил ей.

Например, водопроводный кран для горячей воды, окрашенный в синий цвет, несет ложную информацию и угрожает невольным ожогом. Ступени лестницы темно-синего цвета нефункциональны, так как неразличимы, а значит, на них можно легко оступиться.

Красно-оранжевый холодильник, возможно выглядит красиво, но противоречит сложившемуся представлению о холоде и требованиях гигиены, к тому же белый цвет гораздо лучше отражает тепловые лучи.
Сочетание цветов в интерьере

Цвета в интерьере выступают неразрывно, в реальном воплощении и сочетании. Самые красивые и удачные сочетания обычно называют гармоничными.

Существует огромное множество гармоничных цветовых сочетаний элементов интерьера, но тем не менее все их можно разделить на две типичные группы — это контрастные и нюансные гармонии.
Контрастным гармониям свойственны более несхожие между собой цвета, подчеркивание этого несходства по полному диапазону свойств, большое разнообразие цветовой гамма и полное отсутствие общей тональности.

Тем не менее различные цвета дополняют друг друга, и качество каждого цвета подчеркивается в результате соседства с другими, интерьер выглядит активным и динамичным, при этом возрастает выразительность и зрительная чистота цветов. На больших плоскостях подобное сочетание может выглядеть слишком активным и резким, поэтому применять его нужно с осторожностью, добавляя сочетания малонасыщенных цветов.

Дополнить насыщенный цвет можно парным малонасыщенным, затемненным или осветленным. Такой прием часто используется в интерьере наряду с контрастными сочетаниями разных по площади насыщенных и дополнительных цветов, например, коричневого с голубым или коричневого с зеленым, оранжевого с синим, пурпурного с зеленым, фиолетового с желтым.

В свою очередь нюансные гармонии используют сочетания цветов, расположенных рядом в цветовом круге, иногда воспринимаемых даже как разные оттенки одного и того же цвета. Такие гармонии отличаются общей тональностью, объединение в них происходит благодаря близости или общности цветовых тонов.

В результате возникает впечатление размытости границ, достигается однообразие и общая тональность цветовой гаммы, объединенное воздействие каждого из цветов, целостность, сдержанность сочетаний.
Одними из самых распространенных нюансных гармоний являются сочетания малонасыщенных и светлых цветов, они спокойны, ненавязчивы и создают впечатление простора, света и целостности.

В интерьере, оформленном в виде нюансной гармонии стен, потолка и пола, отлично будет смотреться небольшой предмет контрастного цвета.
Художественный образ интерьера

Проектирование пространства, архитектура интерьера, пожалуй, больше похожа на музыку, чем на изобразительное искусство, так как оно обладает способностью эмоционально воздействовать на людей через образные представления и ассоциации. Цвет иллюстрирует форму в пространстве, совпадая с ней, он создает синхронность воздействия или, наоборот, умышленно разрушает ее, и тогда исполняет сольную партию, смещает акценты, вносит неожиданные ноты и яркие образы, но всегда подчиняется единой гармонической теме.

Цветовые ассоциации, связанные с основными тонами, представлены в отдельной статье. Кратко можно сказать, что у большинства людей любой цвет неразрывно связан с определенным образом из памяти.

Например, ощущения жидкости, воздуха, дали и глубины всегда ассоциируются с синим цветом, так как будят воспоминания о предметах природы такого же оттенка — воде, небе, удаленных объектах; зеленый цвет, безусловно, напоминает о растениях, лесе, траве; а коричневый цвет — это цвет земли. Но цветовое оформление интерьера может не только вызывать образные ассоциации, но и самостоятельно порождать их, определять образ помещения в целом. В этом случае оно будет выступать в роли символа идей, выражать сложный мир наших чувств и переживаний, активно содействовать полному раскрытию потенциала, и это, видимо, его самая главная роль.

Другие светильники этого типа:

6 comments to Цветовое оформление интерьера.

  • admin

    *как вариант, можно ли вместо 20 см гравия просыпать битого асфальта 10см и потом 10 см гравия 16-32 (цель идеи- немного с экономить)

  • admin

    Старая фурнитура полетела в мусорку, тумбочки покрашены белой краской, внутри все обработано морилкой, т.е видно, рисунок дерева

  • admin

    Что Вам больше по душе?

  • admin

    доварили недавно с супругом последнюю деталь — водорозетки к водонагревателю.

  • admin

    Я согласен с skigs, но алмазный диск и стоит от 1000р. а проволочный, у меня был случай краска отходила и такой щеткой.

  • admin

    Теперь об участке.