«Тихий» гринмейл, или В чем опасность корпоративного шантажа для АО
Объявление: миноритарный акционер ищет устав для совместного времяпрепровождения. Согласен на годовой отчет.
/Из фольклора российских гринмейлеров/
ЧТО ТАМ В ЯЩИКЕ АО?
Практически каждая публикация, посвященная актуальным проблемам деятельности акционерных обществ в Украине, начинается с упоминания огромного количества обществ, существующих в нашей стране, и огромного количества акционеров этих компаний.
В большинстве своем эта многомиллионная армия «новых собственников» безмолвна, пассивна и абсолютно равнодушна к делам предприятия, акционерами которого они стали путем обмена загадочной бумаги под названием «приватизационный имущественный сертификат» на выписку о результатах загадочного мероприятия, именуемого «сертификатный аукцион». Некоторые из них с удивлением обнаруживают в своих почтовых ящиках письма с уведомлением о проведении общего собрания акционеров ОАО «N-ский завод товаров народного потребления» и долго решают, какое отношение они имеют к городу N и тамошнему заводу товаров народного потребления.
Но есть и такие акционеры, которые не дожидаются получения писем, а пишут их сами. Письма, доставляющие руководителям акционерных обществ множество проблем и неприятностей. Иногда такие письма пишутся с праведной целью защиты прав мелких акционеров.
Иногда — под маской защитника маленьких и беззащитных скрывается шантажист.
Корпоративный шантаж — достаточно распространенное явление в жизни западных компаний. Это явление получило название «greenmail» (буквально — зеленая почта).
Гринмейл определяется как деятельность, направленная на получение сверхприбыли посредством спекуляций или злоупотреблений своими правами акционера по отношению к предприятию.
Опасность гринмейла заключается в том, что на первом этапе все выглядит как недовольство мелкого акционера руководством акционерного общества или действиями владельцев контрольного пакета.
Понимание ситуации наступает тогда, когда возмутитель спокойствия предлагает выкупить у него акции в несколько раз дороже их реальной стоимости.
Схема классического корпоративного шантажа предполагает, что атакующая структура покупает на фондовом рынке небольшой пакет акций преуспевающей компании, после чего новоиспеченный акционер начинает публично критиковать руководство компании.
Затем наступает черед жалоб в контролирующие и правоохранительные органы, а также судебных исков по любому поводу. Конечной целью шантажиста является либо получение отступных за отказ от претензий, либо продажа своего пакета акций по завышенной цене.
Западное деловое сообщество выработало систему защиты от корпоративных шантажистов. Прежде всего это наличие в законодательстве и внутренних документах общества положений, существенно затрудняющих либо сводящих на нет действия гринмейлеров.
В большинстве развитых стран ставки налогов на доход, полученный от гринмейла, настолько велики, что заниматься им легально экономически нецелесообразно. И наконец, компания-шантажист немедленно попадает в черный список структур, вести бизнес с которыми опасно.
ГРИНМЕЙЛ ПО-РУССКИ…
На постсоветском пространстве гринмейл нашел благодатную почву для роста и приобрел местный колорит.
Относительная новизна акционерной формы ведения бизнеса, несовершенное законодательство, многомиллионная армия миноритарных акционеров, коррумпированность судей и властей — вот, пожалуй, основные предпосылки для того, чтобы гринмейл пустил корни и в наших краях.
В России гринмейл стал настоящим кошмаром владельцев крупных компаний.
От агрессии миноритарных акционеров уже пострадали многие российские акционерные общества. Среди них — «Лукойл», «Юкос», «Норильский никель». Появился целый ряд компаний, профилирующихся на гринмейле.
Наибольшую известность получила консалтинговая группа «МИНФИН», занимающаяся гринмейлом акул российского бизнеса. Соответственно, возникли фирмы, специализирующиеся на защите АО от корпоративного шантажа.
В Российской Федерации гринмейл обрел специфические местные очертания, позволяющие говорить об особом русском гринмейле. Основное отличие русского гринмейла от классического состоит в слишком тесной связи власти и бизнеса.
Шантаж осуществляется с активным привлечением административного ресурса, силовых акций и т.п. Другая характерная черта гринмейла по-русски вытекает из первой: объектом шантажа выступают структуры, бизнес которых мельче по своим масштабам, чем у агрессора.
Именно представители крупных компаний часто прибегают к практике корпоративного шантажа: у них для этого гораздо больше возможностей.
…И ПО-УКРАИНСКИ
А что же Украина? На первый взгляд, «тиха украинская ночь…».
О корпоративном шантаже украинских акционерных обществ ничего не слышно. Однако гринмейл существует и в Украине. И, пожалуй, его «тихость» и является характерной национальной особенностью. О случаях корпоративного шантажа не пишут в украинской прессе.
Это означает, что требования шантажистов «удовлетворяются» быстро и без лишнего шума. Наезд не переходит в громкую стадию судебных разбирательств, газетных статей и публичного отпора со стороны потерпевших.
Другая особенность гринмейла по-украински — очень часто корпоративный конфликт не идентифицируется как гринмейл. Внешне все выглядит как последовательное отстаивание акционером своих законных прав. На самом деле это не так.
Борец за справедливость может преследовать следующие цели:
1. Поглощение предприятия вопреки интересам его крупнейших акционеров и менеджеров. Условно этот вид шантажа можно назвать гринмейл «по-эсэнговски».
Здесь порой невозможно отличить корпоративный шантаж от недружественного поглощения. Смена целей во время нападения — вполне нормальное для агрессора явление.
2. Понуждение предприятия выкупить собственные акции по значительно завышенной цене (гринмейл «классический»).
Гринмейл «по-эсэнговски» характеризуется использованием следующих агрессивных технологий:
* единовременная, четко организованная скупка акций (долей) предприятия у мелких акционеров (участников);
* грубое давление на сопротивляющегося действиям гринмейлера руководителя предприятия посредством угрозы уголовного преследования (обычно успешно предпринимаются попытки возбуждения уголовных дел по фактам финансово-хозяйственной деятельности предприятия), а также угроз другого рода;
* привлечение всех проверяющих деятельность предприятия государственных органов с целью саботажа работы предприятия;
* активная публикация в СМИ неблагоприятных для руководителя, других менеджеров и самого предприятия компрометирующих информационных материалов, в том числе распространение слухов о скором банкротстве предприятия, возбуждении уголовных дел в отношении администрации и т.д.
Технология классического гринмейла следующая:
* Гринмейлер становится акционером предприятия, приобретая небольшой пакет акций, позволяющий использовать законодательство для юридических действий, целью которых является саботаж финансово-хозяйственной деятельности предприятия (например: пакет акций более 10% даёт возможность гринмейлеру требовать созыва внеочередных общих собраний акционеров буквально каждый день).
* Второй этап, как правило, самый продолжительный и состоит из многочисленных судебных разбирательств, с количеством и сложностью которых штатные юристы предприятия обычно справиться не в состоянии, и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия всеми возможными государственными проверяющими органами.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Опасность корпоративного шантажа достаточно велика, прежде всего в силу его неожиданности и неспособности предприятия выдержать давление, поскольку гринмейлеры никогда не нападают на сильные структуры или предприятия, готовые к такому нападению.
Поэтому одним из наиболее эффективных методов борьбы с корпоративным шантажом являются мероприятия профилактического характера, суть которых заключается в организации системы защиты до момента нападения.
Специфические черты такой системы должны разрабатываться с учетом особенностей корпоративной структуры каждого конкретного предприятия.
Однако можно дать общие рекомендации по профилактике гринмейла. Прежде всего, это:
Соблюдение предусмотренных законодательством прав акционеров. Поводом для шантажа всегда является нарушение закона со стороны АО, даже если такое нарушение носит формальный характер.
Урегулирование во внутренних документах общества процедур и действий, могущих стать основанием для начала корпоративного конфликта. Пример: Законом Украины «О хозяйственных обществах» предусмотрено, что до созыва общего собрания акционерам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с повесткой дня общего собрания.
То, каким образом эта возможность должна быть предоставлена, необходимо предусмотреть в соответствующем внутреннем нормативном акте АО — положении об общем собрании. В противном случае у акционера могут быть свои представления о реализации такой возможности, а у общества — свои, что может стать основанием для начала корпоративного конфликта.
Наличие продуманной информационной политики, закрепленной во внутренних документах общества. Большинство агрессивных действий по отношению к обществу начинается с направления в адрес общества требования предоставить те или иные документы.
Для решения вопроса, какую информацию и в каком порядке можно и нужно предоставить на такой запрос, необходимо урегулировать соответствующие вопросы во внутренних документах общества.
Несмотря на негативную реакцию, вызываемую словом «шантаж», необходимо подчеркнуть, что классический гринмейл всегда осуществляется в рамках закона.
Более того, многие эксперты полагают, что гринмейлеры выполняют функцию «санитаров леса», являясь реальной угрозой для акционерных обществ, не соблюдающих права своих акционеров. Корпоративный шантаж является мощным фактором естественного отбора для руководителей акционерных обществ.
Выживают сильнейшие. Гринмейлеры «выбивают» нерадивых директоров, препятствуют размыванию активов обществ, вынуждают руководство компаний неукоснительно соблюдать процедурные вопросы корпоративного управления до последней запятой.
Несмотря на «тихость» и «подковерность» украинского гринмейла, опыт России показывает: главные громкие корпоративные скандалы во многих украинских обществах еще впереди. Готовы ли к ним руководители компаний? Покажет время.
Сергей БАБАЛАРОВ,
советник по юридическим вопросам Одесского регионального офиса
Проекта «Корпоративное развитие в Украине» Международной Финансовой Корпорации
Тел. (0482) 268-929, 267-360
________________
Источник — Газета Деловая Одесса — www.delod.odessa.net
розетку. Извините за подробности, мне право, стыдно рассказывать их такому сугубому профи.»
«Значит они все-таки есть! Надо мне тогда свои куда-то девать, чтоб не выделялись. Хорошо у тебя (ты же? вы же?) получилось с подушками. Если ничего путнего не придумаю, приду слезно умолять позаимствовать идею с большими подухать у изголовья.
«
Цвета два: беж и оранж. Беж как раз мы и видели. Очень нравится. Но оказалось, есть и оранжевый, нашли в другом магазине, скоро поедем посмотрим. Пока к бежу склоняемся. Приятный такой цвет. Но как в ресторане, нужно что бы все меню огласили. Остальные цвета из коллекции не подходят.
а пьяные за рулем? штрафы у нас совсем не хилые, а толку чуть
«Чудненько! Я в мозгу повертела, типа стены — это пол. Говоришь, только 2 стены в обоях? Задумалась, если весь пол активный будет.
Настораживает невысокая цена, но очень нравится цвет, идеально подходит.
Ставили в 2009. Не самые дешевые. В целом, скорее, довольны. Но! На косяках у двух дверей отошло верхнее покрытие. Оно довольно жесткое, никакой клей не держит, а гвоздиками, прямо скажем, не комильфо.»
«Таааааааааак… записываю… а человеком, любящим рыться в грязном белье можно