Спор о Чебурашке. Авторские права — не игрушка

17.06.2013
Спор о Чебурашке. Авторские права - не игрушка

29 января 2007 года в Москве планируется очередное слушание дела о неправомерном использовании изображения Чебурашки и других персонажей мультфильма Чебурашка и крокодил Гена.

Иск предъявлен компании БКР-косметикс, представляющей в России болгарскую компанию ТОМИ ШОУ Косметикс.
Центр правовой защиты интеллектуальной собственности, представляющий интересы художника Леонида Шварцмана, требует материальной компенсации и прекращения несанкционированного использования образа мультипликационного героя.

Исполнительный директор Центра Рита Лихота напомнила, что компания ТОМИ ШОУ Козметикс использовала на своей продукции — зубной пасте — изображение двух главных героев мультфильма.
Болгарская фирма приобрела право на использование образа Чебурашки у Эдуарда Успенского.

Болгарский художник утверждает, что нарисовал Чебурашку, руководствуясь лишь литературным образом из книги, а совпадение с изображением, представленным в мультфильме, — простая случайность.
В 1965 году, когда появилась первая книга о Крокодиле Гене и его друзьях, Чебурашка полностью соответствовал книжному описанию — глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат.

Таким его нарисовал Валерий Сергеевич Алфеевский.
Как рассказал на пресс-конференции Эдуард Успенский, образ Чебурашки родился благодаря однажды увиденной им картине: Я был в гостях у моего друга и увидел маленькую девочку, одетую в толстую шубу с большим воротником.

Шуба была девочке велика, и она постоянно падала — шагнет шаг и упадет. Мой друг сказал: Ой, чебурахнулась! Так я первый раз услышал это слово.

Согласно Толковому словарю Владимира Даля, слово чебурашка обозначало куколку, ваньку-встаньку, который сам вставал на ноги, как его не бросай. Глаголы чебурахать и чебурахнуть употреблялись в значении бросить, кинуть, опрокинуть с громом, грохнуть, шлепнуть.

Благодаря стараниям художника Леонида Ароновича Шварцмана Чебурашка стал одним из самых любимых мультипликационных героев СССР. В процессе создания фильма хвостик отпал. У мультипликационного Чебурашки глазки как у человеческого ребенка.

У него появились большие уши, обрамление вокруг личика. И, конечно же, пришло обаяние, которого в рисунках других художников нет, — отмечает Шварцман.
В конце 90-х разгорелись споры вокруг авторских прав на образ Чебурашки.

Эдуард Успенский утверждал, что права полностью принадлежат ему, он придумал имя и представлял себе героя именно таким, как его создал Шварцман. По словам Шварцмана, Успенский ни разу не обсуждал с ним образ странной игрушки безымянной, не давал никаких советов.

Лет пять тому назад мне позвонил секретарь Успенского и сказал, что Эдуард Николаевич хочет открыть свою фирму и предлагает сотрудничество. Я спросил, на каких условиях. Он ответил, что я буду получать 10% от всего дохода, а остальное — Успенский.

Для меня это звучало унизительно, и я отказался, — рассказал РИА Новости Шварцман.
Тогда Эдуард Успенский один приобрел права на торговую марку Чебурашка.

В 2001 году телекомпания Тэрэби Токио выкупила у студии Союзмультфильм права на показ 50 серий фильма о Чебурашке. Любимый герой советских детей стал чрезвычайно популярен в стране восходящего солнца, там стали выпускать игрушки, майки, календари с его изображением. Имени Леонида Шварцмана, как автора иллюстрации, нигде не значилось.

Перед Олимпиадой в Афинах Успенский безвозмездно передал Чебурашку Олимпийскому комитету в качестве эмблемы российской команды. С Леонидом Шварцманом никто не посоветовался.

Тогда в Олимпийский комитет поступило письмо от ведущих российских мультипликаторов, которые сочли подобные действия оскорбительными.
Успенский отреагировал на подобное заявление так же, как и раньше: Тысячи художников рисуют Чебурашку, Шварцман — лишь один из них.

Он имеет право на свой рисунок, не отрицаю. Олимпийский комитет приобрел игрушки Чебурашка. А графическое изображение и объемное — разные вещи.

Олимпийскому комитету тоже не за что извиняться: он купил игрушки и будет их дарить, а не продавать.
Я настаиваю на том, чтобы моя фамилия значилась в качестве автора Чебурашки при использовании его в качестве олимпийского талисмана.

Никаких денег мне не надо — заявил в 2004 году Шварцман. Однако при этом признал, что не оформлял права на визуальный образ Чебурашки: Я всю жизнь считал, что титры, в которых я указан как художник-постановщик фильма, являются как раз тем юридическим оформлением.

Эти фильмы были сделаны 35 лет тому назад, когда никто никакого понятия не имел об авторском праве.
В связи с предстоящим судебным разбирательством директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин рассказал РИА Новости: В законе О защите интеллектуальной собственности не проводится различия между литературным и изобразительным персонажем.

И это может привести к тому, что в будущем времени появится огромное количество споров по вопросам интеллектуальной собственности.
Персонажи мультфильмов не впервые становятся предметом судебных разбирательств.

Эдуард Успенский много раз возбуждал дела о неправомерном использовании образов Чебурашки, крокодила Гены, жителей Простоквашино.
Мировым соглашением завершился спор Александра Хайта, брата одного из создателей мультсериала Ну, погоди! Аркадия Хайта, с производителем одноименного детского шампуня и пены для ванны.

В 2003 году Союзмультфильм проиграл суд изготовителям глазированных сырков Винни-Пух, заключившим договор напрямую с художниками Эдуардом Назаровым и Владимиром Зуйковым.
В сентябре 2006 года художник Наталья Орлова, нарисовавшая персонажей мультфильма Тайна третьей планеты, подала в суд на петербургскую кондитерскую фабрику Ландрин.

Право на использование героев предоставила студия Союзмультфильм, Ландрин с обвинениями не согласна.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Другие светильники этого типа:

6 comments to Спор о Чебурашке. Авторские права — не игрушка

  • admin

    Далее я уже считал подставляя значения исходя из дерева 2см, пробки 6мм, плиты 140 мм. Коэффициенты теплопроводности для трех материалов известны. Перепад температур (22-17) С = DT

  • admin

    Не унитаз будет как обычно, я даж не заметила что он так стоит»

  • admin

    «Если вы собираетесь декорировать шторами спальню, то вам необходимо привнести в нее спокойные пастельные тона, т.к вы в ней скорее всего думаете отдыхать,Оттенок и цвет подсказать Вам трудно, нужно примерить к обоям. могу посоветовать только виды текстиля. А покрывало Вы собираетесь оставлять такое же? Я бы сделала шторы в одном стиле с покрывалом и подушками.Очень дорого и стильно будет смотреться. А текстиль можно выбрать любой. Посмотрите может что то и понравится? http://www.vostorgspb.ru/tkani.html

  • admin

    но к сожалению, фирм много — и они ни о чем не говорят — поэтому выбрал что-то из знакомого и что успел найти на форуме. У друга стоит Акватек — он доволен… но во всем этом многообразии трудно разобраться поскольку еще и ценник одинаковый почти — т.е. riho и cersanit по цене на уровне АКВАТЕК и т.п. — вот собственно поэтому и прошу совета, что лучше?

  • admin

    вот как есть общее пространство пусть так и будет.

  • admin

    спасибо, но Ваше оч. маленькая для нас и б/у я все таки не рассматриваю. Покупаем кухню на долго, в ближайшие 10 лет не меняя ее.»